Опыт показывает целесообразность деления фильмов на фрагменты или смысловые части. При этом создается возможность для отработки содержания каждого фрагмента или части фильма. Чтобы нацелить учащихся на выделение главного, первостепенного в содержании, следует давать задания, включающие вопросы, которые лучше записать на доске или на карточке. Этим учитель создает установку на вычленение и запоминание наиболее существенного в фильме.
Учебные фильмы при изучении биологии в VI—VII классах могут использоваться на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний. Такие фильмы, как «Строение стебля», «Водоросли», «Сезонные изменения в жизни растений», состоящие из отдельных фрагментов, могут демонстрироваться фрагментарно при изучении нового материала, а также с целью закрепления знаний.
Некоторые учебные фильмы содержат много дополнительной информации, что создает трудности при работе с ними. Вот почему учителю следует включить в задание вопросы, которые помогут привлечь внимание школьников к основному содержанию. Примером такого фильма может служить фильм «Растительная клетка». В нем трудно выделить отдельные фрагменты и смысловые части, и его лучше всего демонстрировать с целью обобщения знаний учащихся о клетке.
Работа с экранными пособиями может использоваться как в иллюстративном, так и в поисковом плане. В первом случае задания ориентируют на простой пересказ содержания, а во втором требуют творческого использования учебного материала. Покажем это на конкретных примерах.
При демонстрации фрагмента «Морские водоросли» кинофильма «Водоросли» происходит знакомство учащихся с багрянками и бурыми водорослями, с их ролью в природе и значением в народном хозяйстве. Его лучше всего демонстрировать на уроке «Общая характеристика водорослей. Роль водорослей в природе и значение в жизни человека. Охрана водорослей» с целью обобщения знаний о водорослях. Включение в задания вопросов, требующих от учащихся сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, позволяет использовать метод работы с экранными пособиями в поисковом плане, повышает эффективность учебного фильма. До начала демонстрации учитель знакомит учащихся с заданием.
Задание: 1. Какую роль играет красный пигмент в клетках багрянок? 2. В чем состоит связь растений и животных подводного мира? 3. Какова роль морских водорослей в природе и хозяйстве? 4. Сделайте вывод, в чем сходство в строении и образе жизни одноклеточных, нитчатых и морских водорослей. 5. Почему их относят к низшим споровым растениям?
После просмотра фрагмента проводится беседа, в процессе которой обсуждается каждый пункт задания, благодаря чему в памяти учащихся воспроизводится содержание фильма в целом, анализируются его основные идеи и учащиеся лучше усваивают их.
Кинофильм «Сезонные изменения в жизни растений» содержит материал о жизни одних и тех же растений летом и осенью (I часть), зимой и весной (II часть), используется в иллюстративном плане. Его можно демонстрировать перед осенней экскурсией I природу в VI классе для ознакомления школьников с сезонными явлениями в жизни растений. Перед демонстрацией фильма учитель проводит вступительную беседу, в которой нацеливает учащихся на выделение главного в фильме: связь сезонных изменений растений с климатическими факторами.
При демонстрации I части фильма в задание включаются следующие вопросы: как выглядят растения летом? Как изменяются растения на полянке осенью? Какие изменения происходят в жизни растений осенью?
В диафильмах и диапозитивах труднее показать динамику, они не озвучены, поэтому воспринимаются учащимися с меньшим интересом. В то же время демонстрация диафильмов и диапозитивов дает возможность детально рассмотреть отдельные кадры, вернуться к ним, если в этом есть необходимость. При использовании диафильмов также необходимо сосредоточить внимание учащихся на наиболее существенных вопросах. Учителю следует хорошо знать содержание диафильма и отобрать такие кадры, которые в наибольшей степени способствуют решению задач урока. Диафильмы по биологии для VI—VII классов могут использоваться как при изучении нового материала, так и для закрепления и проверки знаний.
Метод работы с экранными пособиями используется в сочетании с беседой, рассказом, работой с книгой и др.
В процессе обучения биологии целесообразно использовать разнообразные методы в определенном сочетании, чтобы обеспечить высокую познавательную активность учащихся. Однако не следует стремиться к частой смене методов обучения на уроке, так как это рассеивает внимание учащихся, не позволяет им сосредоточиться на изучаемых вопросах.
Информация по теме:
Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...
Оценка эффективности методики проведения деловых
игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...