Чтобы метод наблюдения давал хорошие результаты, учитель должен обучать школьников наблюдать за биологическими объектами, видеть их нужные стороны, необходимые для формирования биологических понятий, для установления теоретических закономерностей. В противном случае учащиеся недостаточно осмысливают наблюдаемые факты, фиксируют лишь внешние проявления, не вникая в их сущность, не всегда понимают закономерности, лежащие в основе наблюдаемых явлений.
Главную роль в организации деятельности учащихся при наблюдениях играет задание. При организации наблюдения важно четко определить его цель, правильно выбрать объект, ориентировать учащихся на рассмотрение нужных сторон, установление закономерностей явлений, их сущности, причинно-следственных связей. Причем на первых этапах задания по проведению наблюдении должны быть особенно четкими и развернутыми, чтобы они указывали на последовательность действий учащихся, нацеливали на фиксацию результатов наблюдения в виде выполнения рисунка, схемы, таблицы, формулирования вывода. При этом необходимо всемерно контролировать учебную деятельность, проверять результаты, помогать делать выводы.
Метод наблюдения характеризуется большим разнообразием в зависимости от объекта изучения. Один характер носит наблюдение макрообъектов, другой — микрообъектов. Наблюдения в кабинете биологии отличаются от наблюдений в природе. Все это необходимо учитывать при определении характера познавательной деятельности учащихся.
При проведении наблюдений деятельность учащихся может быть организована либо в иллюстративном, либо в поисковом плане. На первых этапах изучения биологии наблюдения имеют в основном иллюстративный характер и деятельность учащихся направлена на восприятие объектов в целом, на выявление особенностей строения растительных организмов в связи с окружающей средой. Учащиеся наблюдают за изменениями растений осенью, за строением растительного организма, клетки, органов. Затем устанавливается связь наблюдений с ранее полученными знаниями. При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Так, на первых этапах изучения биологии наблюдение микрообъектов носит иллюстративный характер, работа учащихся ведется фронтально, учитель оказывает школьникам помощь, демонстрируя клетку на таблице, модели, делает зарисовки на доске, контролирует работу учащихся: просматривает их рисунки в тетрадях, заслушивает ответы на вопросы. Только после того как будут сформированы умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить наблюдаемый объект, учащимся предлагаются задания поискового характера, которые повышают их познавательную самостоятельность. Так, изучение растительной клетки начинается с рассмотрения крупных клеток плодов томата сначала невооруженным глазом. Затем клетки томатов рассматриваются под лупой. Рассмотрению клеток кожицы лука предшествует рассказ учителя с использованием таблицы, микрофотографий, диафильма, модели клетки, мелового рисунка на доске по ходу описания строения клетки. Только потом учащиеся рассматривают микропрепарат и зарисовывают увиденное в тетради. Учитель контролирует восприятие учащихся, просматривает их рисунки, ставит вопросы, в заключение проводит беседу, предлагает описать увиденное под микроскопом. В данном случае наблюдение носит иллюстративный характер, а деятельность учащихся — репродуктивный.
На последующих уроках учащиеся проводят наблюдения микрообъектов с большей самостоятельностью и в поисковом плане с учетом сложности изучаемого объекта. Так, при изучении внутреннего строения листа учащиеся вначале рассматривают лист невооруженным глазом, отделяют кожицу с его нижней и верхней сторон, рассматривают на свет и определяют ее цвет. Затем учитель объясняет особенности строения кожицы листа, демонстрируя при этом таблицу, обращает внимание на форму клеток, толщину их оболочек, плотность прилегания клеток друг к другу, строение устьиц. После этого учитель организует поисковое наблюдение кожицы листа под микроскопом. По заданию учителя школьники самостоятельно готовят микропрепарат кожицы с нижней стороны листа, рассматривают его под микроскопом, находят устьица, подсчитывают их число и описывают особенности строения, находят бесцветные клетки, определяют их форму и строение, сравнивают строение устьичных и бесцветных клеток, зарисовывают их, делают выводы.
Изучение сухих и сочных плодов в VI классе также проводится с помощью метода наблюдения, но при этом рассматриваются макрообъекты. Однако учащимся при рассмотрении данных объектов трудно без помощи учителя выделить существенные признаки плодов. Поэтому учитель руководит наблюдением учащихся с помощью следующего задания:
Задание. 1. Рассмотрите плоды, выберите из них сочные и сухие. 2. Разрежьте сочные плоды. Опишите внутреннее содержимое плода. 3. Рассмотрите сухие плоды, раскройте их. Опишите внутреннее содержимое плода. 4. Сравните сначала два сочных (или два сухих) плода, а затем сочный и сухой. Сведения о сухих и сочных плодах занесите в таблицу 1.
Информация по теме:
Сущность деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполн ...
Оценка эффективности методики проведения деловых
игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...