Примечание: + - выполнение подвижных игр в соответствии с той или иной дифференциацией в развитии физических качеств (С-сила, В- выносливость, Б – быстрота, Л - ловкость –Г гибкость). В режим дня детей подвижные игры включались не более 2-3 раз (утром и вечером или утром, днем и вечером), каждая игра выполнялась от 3 до 5 раз подряд с небольшим отдыхом. Тестирование уровня интеллектуального развития детей осуществлялось с учетом показанной схемы (1-6 вербальных и 7-12 невербальных субтестов)
Исследования исходных показателей уровня развития физических качеств и интеллектуальных способностей детей экспериментальной и контрольной групп достоверных отличий не выявили. Педагогический эксперимент осуществлялся по схеме, представленной в таблице 6.
По данной схеме в течение 10 месяцев обучения в дошкольной подготовительной группе дети последовательно выполняли подвижные игры, в равной степени с преимущественным развитием одного из пяти физических качеств во взаимосвязи с тестированием 12 показателей интеллектуального развития (IQ). Дети контрольной группы занимались физическим воспитанием по традиционной программе.
В экспериментальную группу для проведения исследования было отобрано 23 мальчика и 28 девочек, а в контрольную группу 26 мальчиков и 32 девочки. Исследования проводились с сентября 2007 по июнь 2008 года. Контрольное тестирование физических и интеллектуальных способностей детей осуществлялось в начале и в конце эксперимента.
В проведённом в 2006/2007 учебного года тестировании приняло участие 18 мальчиков и 21 девочек (экспериментальная группа) из ДОУ № из ДОУ № г. Краснодара соответственно 21 и 23 (контрольная группа).
Экспериментальная группа осуществляла интегрированное развитие физических умственных способностей, а контрольная по традиционной программе.
Для количественного анализа результатов тестирования применялись методы математической статистики и определялись следующие показатели:
М — среднее арифметическое значение;
m — стандартная ошибка средней арифметической;
d — среднее квадратическое отклонение.
Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 год и состояло из четырёх этапов.
На первом этапе (2005 - 2006гг.) проводился анализ состояния проблемы исследования в науке и практике. Определялись цели, задачи, разрабатывалась гипотеза исследования.
На втором этапе (2006 — 2007 гг.) изучался имеющийся в педагогике опыт воздействия на умственное развитие старших дошкольников, выявлялись возможности физических упражнений в качестве основного средства умственного развития дошкольников на физкультурных занятиях. Разрабатывалась экспериментальная методика и система интегральной оценки физической подготовленности детей 6-7 лет.
На третьем этапе (2007 — 2008гг.) на базе ДОУ № ----- г.Краснодара велась опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики умственного развития дошкольников 6-7 лет в процессе физического воспитания.
На четвёртом этапе (2008-2009 гг.) осуществлялось обобщение, статистическая обработка и описание результатов исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению их в практику ДОУ.
Результаты исследования. Характеристика физических возможностей детей дошкольной подготовительной группы отражена в таблице 7. Из неё следует, что, если на первом испытании как у мальчиков, так и у девочек индексы физических возможностей при развитии всех пяти физических качеств имели отрицательные значения (то есть ниже нормативных показателей), то через 10 месяцев произошли существенные положительные изменения. При этом в экспериментальной группе эти изменения были более выраженными, чем в контрольной. Так ИИФВ у мальчиков экспериментальной группы в итоге оказался в два раза выше по отношению к их сверстникам из контрольной группы (соответственно 16,9 и 8,2 о.е), а у девочек экспериментальной группы в 2,4 раза выше сверстниц из контрольной группы (соответственно 16.4 и 6,8 о.е.).
Таблица 7
Интегральные индексы физических возможностей (ИИФВ) детей дошкольной подготовительной группы, о.е.
Мальчики |
Девочки | |||||||
Исходные |
Итоговые |
Исходные |
Итоговые | |||||
Контр |
Эксп. |
Контр |
Эксп. |
Контр |
Эксп. |
Контр |
Эксп. | |
ИФВС |
-7,3 |
-6,0 |
10 |
21,3 |
-12,3 |
-8,8 |
5,0 |
16,8 |
ИФВВ |
-10,0 |
-10,6 |
8,7 |
18,4 |
-14,6 |
-11,4 |
9,65 |
21,6 |
ИФВБ |
-4,5 |
-3,5 |
-0,95 |
5,8 |
-3,9 |
-5,05 |
3,45 |
7,95 |
ИФВЛ |
-4,35 |
-6,2 |
20,8 |
30,9 |
-9,0 |
-8,5 |
11,8 |
28,5 |
ИФВГ |
-7,6 |
-9,7 |
2,3 |
7,9 |
-6,3 |
-12,1 |
3,95 |
7,2 |
ИИФВ |
-6,75 |
-7,2 |
8,2 |
16,9 |
-9,2 |
- 9,17 |
6,8 |
16,4 |
Информация по теме:
Экология семьи
Так уж устроен мир, что наши симпатии и антипатии определяются биологической совместимостью. Объяснить это достаточно просто: каждый организм построен на пятиэлементной схеме взаимодействия органов и систем и сам по себе не сбалансирован – завсегда есть какая-то перегрузка. Так вот, если два органи ...
Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
В основном, формирование научного мировоззрения в начальной школе закладывается на уроках окружающей среды, где младший школьник получает ответы на вопросы о законах, по которым существует окружающий мир. Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как м ...
Основные качества, способности, умения будущего педагога
Следует выделить три группы качеств, которые необходимы учителю - специалисту по интенсивному обучению иностранным языкам для успешного обучения им учащихся средней школы. · Психофизиологические характеристики: эмоциональность, внимательность, хорошая память, четкая дикция, уравновешенность. · Личн ...