Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессионально-педагогическое самосознание, в структуру которого входит: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация, сравнение себя с другими профессионально референтными людьми, самооценка.
Рассмотренные качества субъекта педагогической деятельности, будучи интерпретированы в структуре личности, позволяют соотнести индивидуальные, врожденные и собственно личностные, приобретенные в течение жизни качества с особенностями педагогической деятельности. «Педагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек-Человек". Согласно Е.Л.Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении . способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.
Так, по Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей", 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту", 6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше", 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность, 9) "глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом ", 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции.(Климова:2002)
Существенным для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-Человек», является перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. "Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи; невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса "просто так". Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.»
Итак, пригодность к педагогической деятельности подразумевает отсутствие противопоказаний к деятельности типа «Человек-Человек», а также предполагает норму интеллектуального развития человека, эмпатийность, положительный эмоциональный тон, а также нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности. Помимо этого, личностная готовность к педагогической деятельности подразумевает отрефлексированную направленность на профессию типа «Человек-Человек», широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную и дидактическую потребности.
Информация по теме:
Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии
младших подростков
Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Духовная культура представляется тем пласто ...
Психокоррекционные методы и группы ,возможности их использования педагогической
практике
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период - описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные мет ...
Речевая деятельность в преподавании русского языка как иностранного языка
Поскольку конечной целью является обучение иноязычному общению, исходным объектом обучения становится речевая деятельность. Речевая деятельность - это процесс взаимодействия людей, использующих говорение и слушание как виды деятельности, в которых непосредственно реализуется способ формирования и ф ...