В курсе «ОРКиСЭ» содержится 6 модулей. Нами будут проанализированы три из них – «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Эти три блока являются наиболее популярными (по Сибирскому федеральному округу - основы светской этики изучат - 58,2% (14646 человек), основы мировых религиозных культур – 21,5% (5417), основы православной культуры – 19,1% (4804) – соотношение примерное, на март 2010). По этому, кроме «ОПК», мы считаем необходимым ознакомиться с опытом по внедрению предметов, связанных с изучением мировых религий и этики.
Одним из известных курсов, посвященных преподаванию в государственных средних школах комплексных знаний о религиях, является программа, разработанная в 1996 году старшим научным сотрудником Института общего образования МО РФ, учителем истории - А.Е. Кулаковым.
Курс «Религии мира» рассчитан на учеников 10 – 11 классов, его продолжительность составляет одни учебный год, 1-2 часа в неделю. Вводить этот курс в сетку расписания предполагается за счет часов регионального или школьного компонента учебной программы. При необходимости курс можно провести за полгода, при удвоении количества часов. В старших классах это позволит завершить его до конца года, не совмещая с итоговыми аттестациями по основным предметам.
Актуализировать курс можно путем межпредметных связей с такими предметами как история, обществознание, культороведение. Задачами курса являются - осветить историю возникновения религий, обстоятельства их распространения; раскрыть особенности учения различных религий, подчеркнуть многообразие подходов к проблеме нравственности; продемонстрировать влияние религии на характер народов; привить уважение к представителям существующих религиозных культур.
Учебное пособие состоит из 13 тем:
1) Вступительная тема. Что такое религия и как ее изучать; 2) Исчезнувшие религии Древнего Востока и Античности; 3) Ведические религии Индии. Брахманизм; 4) Буддизм; 5) Зороастризм. Восточные религии и религиозно-философские искания современности; 6) Религии Китая и Японии; 7) Религия древних евреев. Современный иудаизм; 8) Возникновение и ранний период христианства; 9) Разделение христианских церквей. Католичество; 10) Протестантизм; 11) Православие; 12) Православие в России; 13) Ислам.
В программе курса учитывается значимость той или иной религии в разных странах, в различные эпохи. Так как предмет в большей степени проецируется на историю России, то объем информации о соответствующей религии зависит от ее вклада в культуру нашего государства. По этому, истории православной традиции в России отводится отдельная тема. Это не касается разделов о древних верованиях и истории возникновения и становления мировых религий.
Во вступительной теме дается пояснение о значении религиозного феномена как таковом. О ее значении в культуре всех народов, о нравственности, которая берет начала в религиозных заповедях. Разъясняется само значение понятия «религия», его происхождение. Кроме этого, описывается противостояние религии и атеизма, но в позитивной форме, как две различные, сосуществующие формы проявления культуры, стимулирующие развитие друг друга. Так же, поднимаются такие серьезные темы как классификация религии, структура верований и подходы к изучению религии.
Кроме перечисленных тем, в программе содержится заключение, представляющее отдельную главу – «Современный человек в мире религии», которая посвящена современной религиозной ситуации и новым религиозным движениям. Завершается пособие приложением, где приведены отрывки из священны писаний, изученных в ходе курса религий. Там же, находятся фрагменты вероучительных книг некоторых новых религиозных движений (к примеру – Книга Мормона, Символ вера адвентистов).
В конце каждой темы приведен обширный список литературы, где присутствуют книги не только научно-энциклопедического характера (С. Радхакришнан, И.Н. Яблоков, С. Токарев), но и первоисточники вероучения – книга Авесты, Библия, Упанишады, Коран.
На наш взгляд, курс А.Е. Кулакова является религиоведческим, а не культурологическим. Это не является минусом рассмотренного пособия, но говорит о несоответствии уровня школьной подготовки и требований предмета. Становится необходимым его более глубокое изучение, чем предполагается отведенным количеством часов. Учебники подобного рода используются на культурологических и религиоведческих университетских специальностях, где больше объем программы и есть возможность уделять дополнительное время наиболее сложным темам.
Информация по теме:
Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у
детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...
Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...
Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...