Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Педагогика » Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики" в средних государственных образовательных учреждениях » Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Страница 3

На каждую тему в разделе отводится только один урок. С учетом объема некоторых тем, такое ограничение по времени может отрицательно сказать как на качестве подачи материала, так и на правильности его усвоения учениками. Стоит так же учесть и возраст учащихся в 2 – 4 классах - дети 8 – 11 лет. Ученики в этом возрасте часто не могут долгое время концентрировать внимание на чем-то одном, тем более, когда речь идет о достаточно сложном для усвоения предмете школьной программы – религиозном компоненте. Как нам кажется, А. В. Бородина, в программе своего курса, гораздо более вдумчиво подходит к проблеме освоения нового материала – отсутствует четкая привязка к часам, тема считается пройденной тогда, когда, по результатам проверочных работ можно сказать что ученики ее усвоили.

Темы расположены концентрически – повторяясь, каждый учебный год, они при этом усложняются, вводя новые понятия и категории. Это может встретить сопротивление со стороны учащихся, так как они могут не захотеть вникать в уже пройденный материал, и не обратят внимания на его углубленный характер.

Как нам кажется, лучше усложнять материал линейно, начиная с простых тем и постепенно, переходитьк более сложным. Так, первый год следует посвятить культуре, на следующий год прейти к семейным ценностям и завершить все это блоком, связанным с патриотизмом и национальной самоидентификацией.

Стоит особо отметить блок «Моя малая Родина». Не везде в школьной программе присутствует курс краеведения, и изучение истории родного поселения, пусть даже в контексте более широкого предмета, является немаловажным элементом воспитательной цели всего курса.

Само деление курса на четыре раздела, на наш взгляд, делает его трудным для реализации - не всегда темы согласуются с названиями блоков. Содержание отдельных уроков не соответствует тематике раздела, в котором они располагаются. В теме, посвященной истории городов, подробно разбирается архитектура храмовых сооружений. В одной из тем смешиваются религиозные и государственные праздники. Относить иконографию к области культуры, подверженной влиянию религии то же не совсем верно. Агиологию, которая преподается в контексте городов и храмов, названных в честь своих покровителей, стоило вынести в отдельный блок. То же касается и церковного искусства. Автору следовало или увеличить число блоков, или отказаться от такого строгого деления.

Одним из недостатков этого курса является отсутствие ретроспективного взгляда на предмет изучения. Нет тем, посвященных преемственности иудейской религиозной традиции. Ранняя история христианства не рассматривается. Ученики получают знания об узкоспециализированных аспектах православия, не имея представления об историческом фоне описываемых явлений, что может исказить у детей восприятие информации. Напротив, в курсе А.В. Бородиной более проработаны вопросы, связанные с ранней историей и традицией христианства, что усиливает его межпредметные связи.

Кроме этого, темы, связанные с историями возникновения религиозных праздников, поклонению иконам, историям жизни православных святых преподаются в утвердительной форме, что неосознанно подталкивает учеников к принятию такой позиции как единственно верной.

Положительным, на наш взгляд, является то, что в ходе основной части курса упор сделан на универсальные нравственные нормы. Он более соответствует статусу культурологического, чем курс, предложенный Бородиной, где идет углубленное изучение некоторых специфических тем (церковнославянская письменность, концепция «Святой Руси», «симфонии» церкви и государства).

Курс, созданный Т.И. Ерохиной, имеет хождение только на территории Ярославской области – которая не входит в число регионов – участников апробации курса «ОРКиСЭ». И данный учебник разработан по инициативе департамента образования области. В ряде школ не первый год действуют факультативы, где учащихся знакомят с основами православной культуры через краеведение. Региональное пособие Ерохиной как раз и было издано в помощь этим факультативам.

Кроме двух рассмотренных нами программ, необходимо упомянуть курс «Основ православной культуры», разработанный диаконом А. Кураевым. Главным его отличаем, является тот факт, что он разработан представителем духовенства. При этом, цели курса заявлены как культурологические и образовательные, не преследующие цели катехизации учеников. В этом разделе мы не будем проводить подробный анализ этого курса, так как, блок «ОПК», входящий в состав курса «Основ религиозной культуры и светской этики», так же составлен А. Кураевым. Его структура и особенности будут рассмотрены в другой главе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Культура и традиции нравственности «Домостроя»
Вся нравственность и вырастает из чувства стыда, — эти слова В. С. Соловьева вполне отражают содержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальное начало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель, созидающая цельность личности (целомудрие), а человеческая ...

Информатика в начальных классах
Из пояснительной записки «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089: «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебн ...

Понятие имиджа
Имидж – явление многогранное и сложное, затрагивающее многие сферы жизни современного социума, чья сущность, закономерности и механизмы формирования до сих пор четко не определены. Недостаточная проработанность, неопределенность имиджа как конструкта актуализирует потребность в теоретико-методологи ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru