Данный учебник проходил апробацию в школах московской области и вызвал широкий резонанс не только в обществе, но и среди специалистов. По мнению Н.В. Шабурова, дисциплина "Основы православной культуры" в виде факультатива, в рамках школьной программы не вызывает возражений. Обращаясь к столь тонкой теме, как религия, в рамках светской школы, следует избегать как апологетики, так и неуважительных, высказываний по поводу других религиозных традиций. Но как отмечает сам Н.В. Шабуров, пособие А.В. Бородиной не отвечает данным требованиям.
Специалист в области религиоведения, Н. Митрохин, считает, что данный учебник курс рассчитан на преподавание не в простой российской школе, а в школе с русским этнокультурным компонентом. Поскольку организация «русских школ» с политической точки зрения носит характер этнонационализма, то дети обучаются не православию как таковому, а «русскому православию». К тому же, учебник Бородиной рекомендован не Министерством образования, а только Координационным советом, который является консультационным органом - учебники должны быть рекомендованы Федеральным экспертным советом при министерстве.
Позиция Русской Православной Церкви, которая осуществила свою экспертизу, пришла к мнению что, учебник выполнен на достаточно высоком уровне, выдержан в культурологическом ключе, дано осмысление воздействия православной веры на формирование русской культуры, показано духовное и нравственное значение Православия для дальнейшего ее развития. Он может быть полезен не только для тех детей, кто пришел к Церкви или подступает к ней, но и для всех, у кого родной язык русский, кто хочет глубже узнать основные ценности русской культуры.
Еще один альтернативный курс, направленный на изучение православной религиозной культуры, предлагает кандидат культурологи – Т.И. Ерохина
Предлагаемая ею программа курса «Православие и русская культура» рассчитан на учащихся 2-4 классов (три года) средних общеобразовательных школ. При этом сам курс является факультативным, его продолжительность составляет 102 часа (из расчёта 1 часа в неделю).
Задачи курса включают в себя - духовно-нравственное воспитание личности; изучение традиций русской культуры, православия, истории России; организация нравственного самовоспитания.
Программа предполагает концентрический принцип организации учебного материала. Содержание программы включает четыре раздела:
1) Моя семья; 2) Традиции и праздники в русской культуре; 3) Моя малая Родина; 4) Моё Отечество.
Раздел «Моя семья» предполагает во 2 классе - обращение к осмыслению семьи как взаимоотношениям между родителями и детьми; в 3 классе – семье, как роду и близким людям; в 4 классе – семье, как коллективу, сообществу, народу.
Раздел «Традиции и праздники в русской культуре» во 2 классе основан на - рассмотрении семейных и праздничных традиций, включающих, в том числе, православные традиции. В 3 классе - обращение к православным праздникам в аспекте осмысления духовно-нравственные традиции и моральных норм. В 4 классе – анализ традиций проведения городских и государственных праздников, способствующий осмыслению единства, согласия и взаимосвязи истории России, православия и традиций русской культуры.
Раздел «Моя малая Родина» во 2 классе - предполагает осмысление малой Родины через понятие «мой дом». В 3 классе - понимание малой Родины как родного города, изучение истории родного края, символики городского пространства, связанной с традициями православия. В 4 классе - осознание малой Родины как родной области, родного края.
Раздел «Моё Отечество» включает в себя во 2 классе - изучение истории становления древнерусской народности, образования древнерусского государства, крещения Руси и роли православия в истории русской культуры. В 3 классе – влияние Православия на историческое развитие и художественную культуру России, формирование духовно-нравственного идеала в искусстве древней Руси. В 4 классе – осмысление Отечества как государства, имеющего сложившееся православные традиции в художественной и нравственной культуре, способствующие формированию чувства патриотизма и гражданской идентичности. На каждом году обучения ученики проходят все четыре раздела.
Информация по теме:
Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля
Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. Ведь именно он, учитель, часто стоит у истоков за ...
Экспериментальное исследование физической подготовленности школьников с
нарушением интеллекта
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состоянием и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими ...
Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы
учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...