Уроки выстраиваются по принципу дискуссии. Кроме работы с дополнительным материалом, желательно проводить практические работы – ученики должны не только выполнять задания на уроке, но и рассказывать перед одноклассниками и учителем, какие поступки они совершили(соответственно изучаемому в конкретное время блоку курса).
Отметим характерные особенности предложенной авторами программы курса - 1) темы уроков содержание уроков не всегда соответствуют теме разделов (этические категории трудно четко развести в разные блоки – изучаемое в контексте поведения в школе, может быть применено и к общечеловеческим правилам общения); 2) слабые межпредметные связи – в предложенном курсе отсутствует история этических учений, сравнение с культурными традициями разных стран. Ученики не имеют представления о трансформации нравственных традиций. Нам кажется, что данный курс следует реализовать либо как кодекс поведения в конкретном учебном заведении, либо внести изменения в структуру курса, что бы его интеграция в учебный процесс была более полной; 3) даже в 4 классе предмет носит характер игровой, несерьезный. Не учитывается взросление школьников; 4) весь курс носит характер психолого-педагогического практикума – он ведет коррекцию и мониторинг нравственного развития. На наш взгляд, привитие моральных норм должно иметь назидательный, а не совещательный вид; 5) отдельные понятия и категории вводятся только на последнем году обучения – к примеру, разъяснение правильного и неправильного поведения.
Как нам кажется, программа курса более подходит для дошкольной подготовки детей, и помощи в адаптации ученикам первых двух классов школьного обучения. Так же, объем лучше увеличить до двух уроков в неделю, что позволит более тщательно отслеживать нравственное развитие детей. Изучение подобных предметов в школе трудноосуществима – в отличии от знаний, связанных с культурной традицией различных религии, этические нормы носят более практический характер. Каждый поступок человека связан с нравственным выбором. Преподавание навыка делать этот выбор не должно быть ограниченно продолжительностью школьного урока. Мы думаем, что полноценная реализация таких предметов возможна в лицеях и школах пансионного типа, где обучение этическим нормам будет проходить постоянно.
Рассмотрев различные программы курсов, посвященных культурологическому и нравственному развитию детей в системе муниципального школьного образования, мы пришли к следующим выводам: 1) при создание комплексных предметов, посвященным религиозно-культурологическому образованию, соответствующих законодательным нормам и общественным требованиям – возникают проблемы, решение которых зависит от совместной работы разных ведомств;
2) трудность осуществления контроля за идеологической нейтральностью предмета;
3) для правильного осмысления курса учащимися может возникнуть необходимость в дополнительном, углубленном изучении предмета, что не предусмотрено школьной программой;
4) отрыв изучаемого курса от исторической действительности может привести к неадекватному восприятию материала.
Информация по теме:
Воспитательный потенциал семьи
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражаю ...
Методики изучения нумерации чисел в концентре
В методике начального обучения традиционно изучение нумерации по концентрам. Этот подход отражен в учебниках математики, разработанных Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. и др. Постепенное расширение числовой области создает хорошие условия для формирования знаний, умений, навыков по нумерации: постепе ...
Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...