В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в дошкольное учреждение, прежде всего, для того, чтобы качественно подготовить его к поступлению в престижную гимназию, а также приобщить к коллективной жизни. Сам же ребёнок (по опросам детей старшей и подготовительной группы) приходит в сад, чтобы играть и гулять с детьми. Больше всего детям в детском саду не нравится «тихий час» и невозможность подолгу резвиться на улице.
Огромные противоречия существуют и в требованиях школы. Научить всех детей читать и писать, игнорируя индивидуальный подход, практически невозможно. Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. И это не только занятия по ОБЖ, но и способность самостоятельно решать конфликты, не прибегая к помощи воспитателя, умение отстоять свою точку зрения, если она не совпадает с мнением взрослого, самоопределиться в своих желаниях. Строго выверенный распорядок дня в дошкольных учреждениях не позволяет ребёнку сделать самостоятельный выбор, свободная игра детей занимает от 30 до 50 минут в день.
Нерешена проблема участия родителей в жизни группы, в лучшем случае они наблюдатели на праздниках и участники субботников. Можно перечислить и другие проблемы ДОУ. И поэтому гораздо продуктивнее найти ту педагогическую технологию, которая разрешила бы эти противоречия.
Свою основную задачу педагоги, работающие по этой программе, видят в развитии у детей саморегуляции поведения. Это происходит в результате погружения детей в реальные и педагогические проблемные ситуации (далее ППС), которые создаются всем коллективом ДОУ по специальной технологии.
Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение 1-2 месяцев, в зависимости от сложности ситуации и интереса к ней детей и педагогов. Ребёнок, начиная с ясельной группы и до выпуска, проходит каждую ситуацию на определенном уровне сложности 2-3 раза, приобретая новый опыт её проживания и своего самоопределения.
Тематику и содержание ситуации определяют возрастные особенности детей, проблемы конкретного детского сада, философские основания жизнедеятельности человека, основ приобщения ребёнка к мировой культуре.
В содержании ситуации нет ничего, что выходило бы за рамки типовой программы. Однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме, практически нет традиционных занятий, материал подобран под проблематику ситуации. Например, дети весь месяц работают по теме «Космос», его рисуют, лепят, делают из ящиков и картона космический корабль, модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе. Также обсуждаются нравственные вопросы, возникающие в процессе игр-драматизаций. Например, что такое добро и зло, кто может быть настоящим товарищем, нужны ли войны и как их избежать. И всё это завершается космическим праздником, во время которого дети разновозрастных групп (космические экипажи) путешествуют по группам детского сада; каждая группа (какая-либо планета) оформлена соответственно тематике. Праздник завершается в зале (на Земле), где оказываются все экипажи после полёта.
Конечно, в первый год работы по программе «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении» очень трудно состыковать с типовой программный материал и ситуации. Но уже на второй год, распределив то, что предусмотрено программой по заранее известным ситуациям, воспитатель имеет возможность избежать дублирования и повторов. Как правило, на второй год работы специалистам удаётся соединить программу и ситуации, тем более, что в марте традиционный праздник, посвященный женскому дню, включён в ситуацию «Моя семья, мои корни», а 12 апреля – День космонавтики – включён в ситуацию «Космос» и т.д.
Такое длительное проживание многое даёт детям. Не секрет, что при традиционном проведении занятий, прочные знания имеют лишь 30% детей, а при повторении материала в течение месяца в различных вариантах его усваивают практически все. Если в традиционном образовательном процессе основным методом подачи материала являются беседа, внушение, показ и рассказ, то гуманистический подход предполагает создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, безусловно, с последующим обобщением взрослого.
Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях. Познаёт себя, сверстников, взрослых, родителей.
Воспитатель, работающий по этой программе, не может не быть творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Вот почему итоговые праздники в группах совсем не похожи друг на друга. Единственное, что необходимо соблюдать, – это принципы работы по программе.
Информация по теме:
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Психологические механизмы развития субъективного отношения к
природе
Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в ...
Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в
современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...