К основным упражнениям, помогающим развивать умения прогнозирования на различных уровнях, относятся следующие.
1) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы.
А) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например
tele . (television), hand . (handsome), help . (helpful)
B) Учитель произносит конец слова, учащиеся восстанавливают его начало:
. port (transport, airport), . hood (brotherhood), .dom (kingdom)
С) Учитель просит детей прослушать пары слов и дифференцировать их звуковые формы:
code – coat; wrote – road, foot – food, white – wide, pride- bride
2) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне слова и словосочетания.
Прогнозирование на уровне слова и словосочетания связано с тем, что каждая единица языковой системы обладает специфической вероятностной связью, или семантической сочетаемостью. Таким образом, понимание слов зависит от умения соотносить значения слов. Известно, что в синтагматической цепочке лексические единицы могут сочетаться со строго определенными компонентами, и имея определенный языковой опыт, нетрудно догадаться, каким словом завершится та или иная фраза. Владение навыком сочетаемости слов способствует успешности лингвистического прогнозирования. Зная правила сочетаемости лексических единиц, ученики с большей или меньшей степенью вероятности могут прогнозировать содержание поступающей информации, поскольку сочетаемость слов в языке ограничена.
Сочетаемость слов определяется грамматическими характеристиками слов и общим контекстом. Например, слово передача может сочетаться с прилагательными интересная, затянутая, познавательная и др., слово весна сочетается с прилагательными ранняя, холодная, дождливая и др. Контекстуальную зависимость элементов можно продемонстрировать в следующем примере: еще утром светило яркое … (солнце). В данном случае опущенное слово солнце легко восстановить на основе контекста. Умение прогнозировать на уровне слова и словосочетания можно развить с помощью следующих упражнений.
A)Учитель называет слово и учащиеся пытаются подобрать к нему подходящие по смыслу слова:
nasty . (weather), a pretty . (girl), red . (flower)
B) Учитель называет слово, учащиеся пытаются подобрать слова, с которыми данное слово ассоциируется. Данный тип упражнения носит название ассоциограммы. Например, учащимся предстоит прослушать текст о футболе как об одном из популярных видов спорта в Англии. Перед прослушиванием учитель предлагает назвать все слова, которые ассоциируются с понятием «футбол». Учитель записывает на доске слово «футбол», учащиеся называют слова, ассоциирующиеся с ним.
обучение аудирование прогнозирование смысловой
Football
![]() | ![]() | ||
forward gate
goal ball backward
3) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне предложения. Основой данного вида прогнозирования является умение сохранить в памяти следы от серии слов и умение соотносить их по смыслу.
А) Учитель дает начало предложения, учащиеся заканчивают его.
He was afraid of . (being alone, spiders).
He was upset . (because he failed his exam, by her words).
B) Учитель называет реплику, учащиеся дают либо последующую, либо предшествующую ей реплику:
It was raining heavily. (So I didn't go for a walk).
(I was very tired after the journey). I decided to sleep for a while.
4) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне текста. Для прогнозирования на уровне текста необходимы направленность внимания, интерес к теме сообщения, определенная скорость мыслительной переработки информации. На данном этапе возможны следующие типы упражнений:
А) Учитель начинает рассказ, учащиеся заканчивают его.
В) Учитель предъявляет рассказ по частям, после каждой части ученикам предвосхищают развитие следующих событий.
Подводя итог данной главы, отметим, 1) что вероятностное прогнозирование предполагает знание языковых средств и правил оперирования ими. Чем прочнее лексические и грамматические навыки учащихся, чем лучше учащиеся знают типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем проще им распознавать их со слуха. Из этого следует, 2) что прогнозированию следует обучать на всех уровнях, поскольку это развивает умения учащихся воспринимать и понимать смысловую структуру аудиотекста.
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...
Позиция учителя в дидактической поисковой модели
Предполагается организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития ...
Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы
учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...