Принципы работы по программе «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении» При выборе содержания ситуации приоритет отдается той, что в наибольшей степени отвечает проблемам детей данной группы, интересу и готовности к ней воспитателя, понимание её значимости родителями. Длительность ситуации определяется интересом к ней детей, но она продолжается не более двух месяцев, так как в противном случае становится скучна для воспитателей и родителей.
Структура ситуации обязательно включает:
– диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации;
– насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
– активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изодеятельность и т.д.);
– создание проблемных педагогических ситуаций не реже 2 раз в месяц;
– ежедневные рефлексии по теме ситуаций;
– создание коллективных проектов и использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ;
– обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов и спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике);
– проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему научились дети;
– итоговая диагностика в различных формах («волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т.д.).
Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду, а дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.
Общение детей и взрослых строится на принципах гуманистической педагогики:
– определение и принятие чувств ребёнка;
– предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения;
– разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду;
– разработка родителями правил для себя;
– дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики.
Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и конце ситуации, планирует дальнейшую ситуацию по теме. По окончании ситуации воспитатель сдаёт отчет методисту с приложением лучших образцов поделок, рисунков, фотографий, кассет с записью ситуаций. Методист обобщает весь опыт работы по ситуациям в течение года по специальной методике. Учитывается работа детей, родителей, воспитателей и специалистов. Совместно с научным руководителем программы, заведующим и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) планирует дальнейшее развитие содержания ситуаций или разработку новых. Хранит по определенным разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.
Наиболее важным в структуре ситуации является проблемная педагогическая ситуация (ППС), которая может проводиться в начале середине или конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Она может использоваться как введение в тему, например, прилёт инопланетянина в ситуации «Космос» Он заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на итоговом празднике как ведущий всей программы – здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения.
Целью проведения каждой ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, где необходимо принять собственное решение без участия взрослого. Несомненно такая ситуация служит продуктивным методом диагностики детей в группе. Если учесть, что она проводится в начала и конце месяца, а также спустя 3-4 месяца или даже год, то можно представить, сколько пищи для размышления она даёт педагогу и родителям. Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии её проведения.
Технология проведения проблемной педагогической ситуации.
– Ситуация может проводиться в любые дни месяца в зависимости от педагогических целей.
– Целесообразная периодичность – 2 раза месяц, затем 1 раз в полгода и контрольная ситуация через год. Время проведения 20-30 минут, в младших группах – не более 15 минут.
– Ситуация должна быть эмоционально напряженной, но посильной для определенной возрастной группы. У детей до 4 лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла.
– Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей. Затем анализирует степень совпадения.
– Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.
– Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста, должен понимать эмоциональное состояние детей, выстраивать ситуацию на позитивном моменте.
Информация по теме:
Задачи математического образования в подростковой школе
Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношен ...
Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии. Процесс социального взрос ...
Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...