2. Структуры, обеспечивающие такое восприятие, называются когнитивными (познавательными) картами (или предвосхищающими схемами, или репрезентативными когнитивными структурами). Это внутренние психологические структуры, которые складываются в процессе жизни и обучения в голове человека, и в которых представлена (отражена) сложившаяся у него картина мира, общества и самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию, и с помощью которых происходит анализ и синтез всех поступающих впечатлений и сведений.
3. Представление о когнитивных картах позволяет уточнить важный вопрос о целях обучения.
Обычное определение целей обучения, даваемое в традиционных системах, формулируется в виде перечня знаний, умений и навыков (пресловутые ЗУНы), которые должен усвоить ученик. В системах развивающего обучения акцент переносится на развитие ребенка, включая познавательное, нравственное, эмоциональное и физическое. Все это верно, но вместе с тем, при таком подходе остается неясной внутренняя связь этих целей. Все они выглядят рядоположенными, независимыми друг от друга, и их единственная логико-психологическая основа остается неопределенной.
Подход, основанный на представлении о развивающей образовательной среде, порождающей активные методы обучения, устраняет этот недостаток. Он выдвигает в качестве единой цели обучения формирование разветвленной, хорошо организованной, упорядоченной, иерархической системы когнитивных карт, отражающей современную картину мира.
4. В процессе развития ребенок открывает структуру своего окружения в ходе длительных экспериментов с ним, оперирования им, совершения различных действий. Он интересуется своим окружением, исследует его, наблюдает, постоянно выдвигая при этом своего рода гипотезы, которые лучше всего объясняют его опыт, согласовывая между собой различные элементы системы когнитивных карт. Эти гипотезы, однако, имеют временный характер в том смысле, что могут быть заменены другими, если при последующих действиях и испытаниях наталкиваются на факты, противоречащие уже построенным когнитивным картам или следствиям из этих построений.
Активные методы обучения и структура развивающей среды имеют максимум возможностей такого рода, в отличие от систем развивающего обучения и традиционного обучения «по программе».
5. Действия и операции, с помощью которых ребенок узнает о свойствах окружающего мира, позволяют ему выявить инвариантные взаимосвязи между тем, что он видит и тем, что он слышит или чувствует, инвариантность формы объекта, инвариантную возможность «повернуть вспять» определенные изменения (так называемые феномены Ж. Пиаже), инвариантную взаимосвязь между причиной и следствием. Именно эти инвариантные взаимосвязи отражаются в когнитивных картах.
Активность психики в том, что она постоянно создает сценарии, подлежащие проверке действительностью, добивается их подтверждения и берется за трудную работу по их перестройке, если они противоречат фактам. Мозг не только орган познания, но еще и орган действия".
Все это приводит к принципиально новому пониманию роли действия в обучении. Подход, реализуемый в развивающей среде, предполагает, что типичная последовательность
объяснение - усвоение - самостоятельное действие
принятая при традиционно организованном обучении или в системах развивающего обучения, переворачивается и принимает вид:
самостоятельное действие - усвоение - объяснение
Эта особенность реализуется в среде через специальные игрушки, конструкторы, учебные приборы, тетради на печатной основе, детские учебные проекты, учебно-исследовательские программы, средства мультимедиа, деловые игры, дискуссии и т.д.
Информация по теме:
Характеристика методов воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...
Использование литературы на уроках музыки
Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем: • в единстве возникновения: один источник – звук; • в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жан ...
Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению, в системе профессионально ориентированного обучения
Для решения разнообразных научных задач, изучения систем, объектов, явлений, процессов, получения новой информации в образовании все чаще используется метод моделирования. Модель это упрощенное описание сложных объектов, которое включает в себя “подходящим образом выбранные существенные стороны физ ...