Исторические основы активных методов обучения

Педагогика » Современные инновационные методы в процессе обучения » Исторические основы активных методов обучения

Страница 5

Правомерен вопрос об истоках исследовательского поведения, о том, что побуждает ребенка к поисковой активности, откуда у него берется желание исследовать окружающий мир. Современная психология дает убедительные, базирующиеся на надежных основаниях ответы.

Конечно, можно рассматривать исследовательское поведение как реакцию на ситуацию неопределенности. Оно актуализируется, когда традиционное, стереотипное поведение не дает желаемого эффекта. Такие ситуации действительно стимулируют проявления исследовательского поведения, но все же основная причина исследовательского поведения - это глубинная, внутренняя, биологическая по своей природе, потребность человеческой психики.

О биологических корнях исследовательского поведения говорят и факты, полученные в результате изучения психосоматических расстройств. Ученые утверждают, что неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям.

Более того, многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и в особенности саморазвития личности. «Постоянное отсутствие поисковой активности, - пишут В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко, - приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются».

В воспитательном плане важно следующее наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности, ибо потребность должна тем или иным способом удовлетворяться. Применительно к детям младшего школьного возраста об этом говорят мало, деструктивная деятельность малышей не так волнует общество, как, например деструктивная деятельность подростков, юношей или взрослых.

И все же это не повод не обращать на нее внимания и даже подавлять. Для этого придумано много средств, методов и приемов. В первую очередь это - многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «отстань!», «тебе рано об этом знать»…

Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее. Говоря о традиционных способах обучения, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...

Место дидактических поисковых моделей в подходах к преподаванию биологии
От овладения учащимися учебными умениями практического, интеллектуального и общеучебного характера зависит эффективность познавательной деятельности учащихся на уроке. А овладение различными учебными умениями, в свою очередь, зависит от организации познавательной деятельности школьников на уроке. П ...

Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru