Правомерен вопрос об истоках исследовательского поведения, о том, что побуждает ребенка к поисковой активности, откуда у него берется желание исследовать окружающий мир. Современная психология дает убедительные, базирующиеся на надежных основаниях ответы.
Конечно, можно рассматривать исследовательское поведение как реакцию на ситуацию неопределенности. Оно актуализируется, когда традиционное, стереотипное поведение не дает желаемого эффекта. Такие ситуации действительно стимулируют проявления исследовательского поведения, но все же основная причина исследовательского поведения - это глубинная, внутренняя, биологическая по своей природе, потребность человеческой психики.
О биологических корнях исследовательского поведения говорят и факты, полученные в результате изучения психосоматических расстройств. Ученые утверждают, что неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям.
Более того, многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и в особенности саморазвития личности. «Постоянное отсутствие поисковой активности, - пишут В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко, - приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются».
В воспитательном плане важно следующее наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности, ибо потребность должна тем или иным способом удовлетворяться. Применительно к детям младшего школьного возраста об этом говорят мало, деструктивная деятельность малышей не так волнует общество, как, например деструктивная деятельность подростков, юношей или взрослых.
И все же это не повод не обращать на нее внимания и даже подавлять. Для этого придумано много средств, методов и приемов. В первую очередь это - многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «отстань!», «тебе рано об этом знать»…
Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее. Говоря о традиционных способах обучения, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Информация по теме:
Язык программирования HTML и его основные понятия
HTML (от англ. HyperText Markup Language — "язык разметки гипертекста") — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство WEB-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа. HTML является пр ...
Приемы решения физических
задач
Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом: Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физ ...
Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...