Исторические основы активных методов обучения

Педагогика » Современные инновационные методы в процессе обучения » Исторические основы активных методов обучения

Страница 1

Под «содержанием образования» понимают типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний.

Существующее сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет (разбухают и углубляются старые предметы - физика, химия, биология, литература, и появляются новые - информатика, этика, экономика, и т.д.). Отсутствие руководящей идеи при отборе информации скрывает внутренние связи между различными предметами, отражающие единство картины мира и способов его освоения, приводит к эклектичным, фрагментарным представлениям о мире.

Учебные планы в существующей структуре содержания задаются только через перечисление научных и практических учебных дисциплин. Но само по себе обучение предметным знаниям и умениям, даже при сокращении их объема, не позволяет целенаправленно решать задачи развития личности, так как для развития каждой необходимой человеку способности требуется использование предметного материала из разных областей в интегрированном и концентрированном виде. Необходима мощная, глубоко разветвленная и хорошо организованная, развивающаяся образовательная среда.

Именно среда, а не просто система развивающего обучения. Различие между развивающим обучением в рамках одной из принятых систем и естественным развитием в образовательной среде можно обнаружить уже в различии их теоретических оснований.

Большинство систем развивающего обучения, разработанных в бывшем Советском Союзе, основывались, в силу вынужденных причин, на довольно расплывчатых философских построениях Гегеля и Маркса. С этих же позиций велась и критика конкретных психологических исследований выдающихся западных ученых Курта Левина, Жана Пиаже и других, а также работ Василия Порфириевича Вахтерова, заложившего основы экспериментального образования.

Теоретической базой систем развивающего обучения, пришедших к нам в последнее время с Запада, были философские (Дьюи), эзотерические (Штайнер) и педагогические (Монтессори) воззрения, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX веков. С тех пор многое изменилось. Сегодняшние представления о мире и культуре, о человеке и его возможностях, радикально отличаются от тех, что были даже 30 лет тому назад.

Теоретической базой, которая определяет принципы построения развивающей образовательной среды, критерии отбора содержания образования и характер методов обучения, является современная научная картина мира.

Неотъемлемой частью современных представлений о мире является сложная и непривычная картина человеческого сознания, построенная по результатам комплексных исследований по психологии восприятия, искусственному интеллекту, биохимии мозга, его эволюции, экологии и культурной антропологии.

Сформулируем основные особенности этой картины и вытекающие из них следствия для построения развивающей образовательной среды.

1. Человек сводит сигналы из окружающего мира к своим собственным категориям и воспринимает только то, что прямо отвечает на вопросы, которые он сам способен задать.

На поступление любой неподходящей информации нейроны головного мозга попросту не отзываются. Например, человек не реагирует ни на радиоволны, ни на рентгеновское излучение, ни на какие области электромагнитного спектра, кроме тепловой и видимой. Такое поведение свойственно как восприятию в целом, так и реакции отдельных нейронов.

Итак, наш мозг не реагирует ни на что, кроме ответов на его собственные расспросы. Отсюда вытекает ключевая роль вопросов в обучении. Вопросы важнее ответов. И выполнять эту роль, обеспечить ученику режим наибольшего благоприятствования могут только активные методы обучения - научное исследование, проект, дискуссия, деловая игра, оргдеятельностная игра, драматизация и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Использование литературы на уроках музыки
Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем: • в единстве возникновения: один источник – звук; • в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жан ...

Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...

Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла
Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ее развития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковедении относятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах, хотя одни воспринимаются в этом цикле ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru