Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем:
• в единстве возникновения: один источник – звук;
• в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жанры и др;
• в единстве предназначения, функции – общение, психовоздействие;
• в общности проявления – как форма отражения действительности;
• в возможности передачи опыта и истории поколений;
• в воспитательном и эмоциональном воздействии на человека;
• в творческом развитии личности ребенка.
Продолжая идеи Д. Б. Кабалевского, связь литературы с музыкой рассматривается по следующим линиям (указанным в программе 5 класса), а именно:
• Литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет и др.
• «Вторая жизнь» песни в инструментальном сочинении.
• Взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных произведениях.
• Общность и специфика выразительных средств музыки и литературы.
• Роль музыки в литературных произведениях.
• «Вторая жизнь» стихотворения в музыкальном произведении.
В 6 классе в связи с темами «Преобразующая сила музыки» и «В чем сила музыки» возможно продолжение рассмотрения взаимосвязей музыки и литературы с позиции их влияния на человека, углубляя понятие общего и различного в каждом из искусств.
В 7 классе («Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия») естественным продолжением является линия знакомства с литературной основой жанров и взаимодействие слов и музыки в вокальных произведениях.
В 8 классе («Что значит современность в музыке?», «Музыка серьезная и музыка легкая», «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки», «Великие наши современники») особенно важно обратить внимание на взаимоотношение слова и музыки в вокальных произведениях, авторских песнях и современных шлягерах, сравнить это с романсами, с особенностями воплощения одной и той же темы в музыке «легкой» и «серьезной».
Так что же общего и различного между искусствами?
Очень интересно предложить ребятам поразмышлять над тем: «Друзья или соперники музыка и литература?» Дети должны сами найти общее между ЗВУКОМ в музыке и значением слова ЛИТЕРА (буква) в литературе. Пусть они почувствуют в стихотворном произведении все признаки музыкальной интонации (ПОЭТ – ПОЕТ): темп, ритм, динамику и т. д. Например:
Осенние лисья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес,
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны
И зреет в нем сила для новой весны.
А. Майков.
При интонационном анализе данного стихотворения следует пользоваться советами, которые дает в свое статье композитор Э Захаров «Музыкальное у Блока». Он пишет:
«Интонация. Прежде всего, интонация бывает мажорная или минорная, повышающаяся или понижающаяся. Движение поэтической мысли, поэтического настроения ярко проявляется в интонационной характеристике слова или фразы.
Интервал. В каком-то смысле интервал связан с интонацией, так как интонация часто выражает себя интервалом. Интервал широкий или узкий – может пониматься как поэтический жест, широкий или ограниченный в своем движении, сильный или слабый, утверждающий или бессильный. Один и тот же интервал по –разному звучит в разных поэтических регистрах.
Темп. Необходимая поэтическая категория в формировании образа. Достаточно сравнить стихотворения Пушкина «Мчатся тучи…» и «На холмах Грузии», чтобы представить себе, о чем идет речь. Присутствие темпа легко может быть найдено и в прозе. Естественно, что всякий темп протекает (осуществляется) в том или ином ритме, как и всякий ритм, протекает в том или ином темпе.
Пульс. Композитор скорее скажет «Пульс», чем «метр». Для него метр – нечто абстрактное, теоретическое, тогда как пульс – реальное музыкальное осуществление. Пульс – регулярное повторение метрики в определенном темпе. Пульса вне времени не может быть, это абстрактное понятие, не имеющее значение для жизни музыки. Развитие события – музыкального или поэтического – всегда происходит в каком-либо пульсе. Прерывистость пульса всегда связана с фактором ритма высшего порядка.
Фраза. Поэтическая фраза легко ассоциируется с фразой музыкальной, тогда под фразой можно понимать объем поэтического дыхания, который требует той или иной длины строки».
Информация по теме:
Подготовка к школе: цели и задачи подготовки
ребёнка к школе
В настоящее время существует три пути подготовки ребёнка к обучению в школе: – в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); – в других образовательных учреждениях (негосударственные образовательные учреждения, подготовительные классы школ, Центры творчества, студии); – в условиях семьи. По данным ...
Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной
дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...
Анализ лирического и драматического текста
Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздейст ...