Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии

Педагогика » Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии

Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств». Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, это отражается и в школьной программе коррекционной школы по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.

Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом».[45, 268] Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.

Цель дипломного сочинения: рассмотреть взаимосвязь литературы и музыки на уроках чтения и музыкальной работе в коррекционной школе VIII вида.

Задачи: 1. Рассмотреть возможности использования музыки на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида.

2. Рассмотреть возможности использования литературных произведений на уроках музыки.

3. Разработать методику использования литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии.

Методология. Свою работу строю на использовании методик В. А. Сухомлинского, Д. И. Кабалевского, Е. И. Евтушенко.

Структура. Дипломное сочинение состоит из введения, в котором ставятся цели и задачи исследования. Из 2-х глав: глава 1 – Взаимосвязь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе VIII вида; глава 2 – Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии. В главе первой рассматривается взаимосвязь литературы и музыки на уроках и во внеклассной деятельности в коррекционной школе. В главе второй приведен ряд разработок использования литературы на уроках музыки. И заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы. В конце приведен список литературы, состоящий из 51 наименований литературных изданий, и представлены приложения, в которых раскрывается взаимосвязь музыки и литературных произведений на уроках и внеклассных мероприятиях.

Информация по теме:

Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов. Джордано Бруно Уровень формирования мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развит ...

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...

Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 4-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1 000 000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru