Литературное и музыкальное народное творчество

Страница 1

Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних языческих образов, праздников, игр. Эти обряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний не только произносились, но и пелись. Пропетое слово звучало сильнее и выразительней, чем сказанное, оно становилось музыкой. Древняя обрядовая музыка проста и лаконична.

Передавалась из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие напевы, мелодические обороты, интонации. Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями.

В третьем классе дети знакомятся с темой «музыка моего народа». Нужно объяснить различие между песнями народными и композиторскими. Рассказываю ребятам, что многие песни слагались в то далёкое время, когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители песен и играли на народных инструментах.

Это были талантливые люди, мы видели это по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен, Народные песни не записывались, пели их по слуху передовая от одного поколения к другому, из поколения в поколение. Задача темы «Музыка моего народа» заключается в том, что на конкретных музыкальных примерах показать, разнообразие русской музыки и здесь литература также неотделима от музыки.

На уроках можно использовать и детских фольклор: скороговорки, заклички, прибаутки, считалки, дразнилки. С рождения маленький ребёнок слышит от мамы народные детские песенки.

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели к нам гули

Ладушки, ладушки,

Где были у бабушки

Под эти песенки с ребёнком играют взрослые, под них ребёнок засыпает. Но вот ребёнок подрос, и, наверное, не раз с друзьями водит хороводы на чьих-нибудь именинах и поет:

«Как на Ваниных именинах,

Испекли мы каравай,

Вот такой ширины,

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!»

Или еще пример песни – припляски:

Баба сеяла горох –

Прыг, скок! прыг, скок!

Зацепилась за порог.

Прыг, скок, прыг, скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла

Села, поела, опять пошла

Баба стала на носок,

А потом на пятку.

Стала, русского плясать,

А потом вприсядку.

Можно на уроках познакомить ребят с закличкой (детская песенка закликательного характера, обращённая, как правило, к силам природы).

Жаворонки прилетите,

Студеную зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Русская народная музыка богата и разнообразна, в ней мы встретили и песенность, и танцевальность, и маршевость.

Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и других.

Говоря, о том, как создавалась в народе музыка, нужно сказать, что на Руси любили играть на различных музыкальных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, домре).

Большим знатоком русской народной музыки и инструментов был Василий Васильевич Андреев, его любимым инструментом была балалайка. Вот что вспоминает сам автор. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки… игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивала к пляске… Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл… на балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приёма игры на балалайке и никак не мог понять, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя, струнами может давать столько звуков!… присмотревшись внимательно, как играл Антон (имя работника), я попросил его тут же показать некоторые приёмы игры».

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Ориентировка в пространстве
Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия. К концу учебного года дети должны научиться четко различать пространс ...

Развитие карьеры студентов Оксфорда
Оксфордский диплом широко открывает двери для последующего трудоустройства в самых престижных отраслях науки и бизнеса. В этом выпускникам помогает специальный сервисный Центр карьеры (The Careers Service), в котором можно найти объявления о вакансиях, интернатурах, возможном трудоустройстве и мног ...

Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru