Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ее развития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковедении относятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах, хотя одни воспринимаются в этом цикле привычно и естественно, а появление в нем других вызывает удивление и даже недоумение. К антропологическим наукам сегодня относят экзистенциальную философию психологию, физиологию высшей нервной деятельности, педагогику, этнологию, экологию человека и т.п. Также по праву в этот перечень войдут частные научные направления, существующие в границах перечисленных, и различные стыковые направления, как-то: антропософия, синергетика, холистическая медицина, квантовая генетика, конструктивная психология, соционика, этнопсихология, этнопедагогика, андрагогика, педагогическая герменевтика и т.д.
Целенаправленно завершая изучение реабилитационной педагогики как предметной области рассмотрением ее взаимосвязей с науками антропологического цикла, которое невольно просвечивалось через канву рассуждений предыдущих параграфов, естественно начать с педагогики.
На антропологический характер педагогики ученые указывали уже достаточно давно (Кд. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.). Безусловно, реабилитационная педагогика как частнопедагогическое на правление имеет тесную взаимосвязь не только с коррекционной и специальной педагогикой, но и с другими частными направлениями педагогической науки и практики. Особенно — с социальной педагогикой и андрагогикой.
Социальная педагогика имеет существенное пересечение с исследовательским полем реабилитационной педагогики. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, ранее называвшиеся «дети-инвалиды», а также большинство детей с другими видами происхождения социальной дезадаптации нуждаются в социальной помощи, значительная часть которой осуществляется через социально-педагогическую реабилитацию (М.А. Жданова, СА. Расчетина). В идеале реабилитационно-педагогическая работа учителя в общеобразовательном контексте получает усиление эффективности при тесном взаимодействии с социальным педагогом, но не полном делегировании ему этой функции. Совпадение сфер реабилитационной и социальной педагогики происходит, в основном, на личностном уровне рассмотрения и преодоления проблем человека в его развитии, при достаточно явном нарушении процесса социализации, что отражено в виде взаимосвязи пересекающихся множеств.
Доказано что социально-педагогической деятельности и особенно социальной работе имманентна (внутренне изначально присуща) реабилитационная составляющая (Е. Сикорская). Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не в качестве объекта воспитания, но субъекта социального действия, социального обновления. То есть сама специфика работы предполагает действия не в коррекционном, через внешнее вмешательство и исправление, а через создание условий у возрождения, то есть в реабилитационном ключе.
Однако указанное не означает, что реабилитационно-педагогическая работа обязательно должна и может осуществляться лишь в рамках социально-педагогического подхода, хотя в нем наиболее близко нашему взгляду представляется авторское прочтение социально-реабилитационного направления С.А. Расчетиной, прослеживающееся и у ее последователей (М.А. Ждановой, ИБ. Чистовой и др.). Несмотря на активное развитие, социально-педагогического направления в общеобразовательной школе, она не является социально-реабилитационным учреждением, и метод социальной педагогики не будет в ней ведущим, ни в какой образовательной форме.
Основным принципом социально-педагогической работы с детьми с отклоняющимся поведением было «изменять среду, а не ребенка. В реабилитационно педагогической позиции в общеобразовательном контексте при сохранении средового подхода акцент несколько иной: задавать школьной образовательной среде такие характеристики чтобы обеспечить восстановление внутренних сил и энергии человека, прежде всего, душевно-духовной, я активного самовосстановления, позитивного самоизменения и саморазвития.
Методы, используемые в разных школах реабилитации, основываются на идеях, разработанных для реабилитации аномальных детей в конце сороковых годов 20 века великим венгерским врачом и педагогом А. Пето в рамках кондуктивной педагогики (от английского «руководитель, инструктор»). В кондуктивной педагогике не существовало понятия «больной ребенок» — лишь варианты нормы, более или менее удаленные от медианы, а принцип «мотивации» был основой руководства активностью ребенка.
Педагогическая герменевтика с ее представлениями о понимающем мышлении (Л.М. Лузина и др.), фокусируется на проблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что является сущностным для общения учителя и особенных учащихся. Познание, постижение внутреннего мира школьника с погружением в него, вскрывая слой за слоем, как при чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изучения позволяет устранить саму возможность линейных воздействий, что особенно важно для формирования среды межличностного духовного общения в фундаменте реабилитационной образовательной среды.
Информация по теме:
Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...
Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений
у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...
Информационные технологии во внеучебной деятельности младших школьников
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности младших школьников, в организации досуга учеников. Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни младших школьников, профессио ...