Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Педагогика » Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Страница 2

Андрагогика как наука об образовании взрослых (С.Г. Вершловский, СИ. Змеев, ЭМ. Никитин, Р. Ноулз, А.П. Ситник и др.) позволяет обеспечить специфику реабилитационной работы педагога во взаимодействии с родителями учащихся, специалистами из смежных областей, непосредственно или косвенно подключающихся к обеспечению образовательного процесса.

Также проявление андрагогического аспекта в реабилитационной педагогике обнаруживается при рассмотрении самореабилитационной активности учителя, ее мотивации, освоения средств и способов. Обеспечение условий процесса профессиональной самореабилитации педагога (АВ. Гордеева) в системе повышения квалификации, деятельности муниципальной и внутри - школьной методической служб также опирается на андрагогические закономерности и принципы: объединения профессиональных и личностных интересов и потребностей взрослых обучающихся, опора на их собственную образовательную активность и т.д.

В последние десятилетия в психолого-педагогических исследованиях применяются общенаучная методология системного подхода и, в частности, теория «синергетики» (В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс, ВП. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин, Ю.А. Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих, в основном, жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Если мы вспомним данное И.П. Павловым определение человека как уникальной системы, то увидим, что эта система является синергетической: сложная, открытая, нелинейная (то есть нежестко, вероятностно заданная в своем развитии) и самоорганизующаяся.

Осуществляемое такой самоорганизующейся системой постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой и обуславливает возможность использования необходимой организации последней ля обеспечения включения системой внутреннего само - реабилитационного механизма.

Другой особенностью саморегулирующейся системы является возможность гибкой и недетерминированной иерархии ее структурных элементов, предполагающая информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности события случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояния взаимодополняют друг друга (ВП. Казначеев и др.).

Таким образом, синергетика позволяет применять к исследованию человека законы развития, функционирования и восстановления открытых нелинейных систем, каковым и является человек.

Методологическое значение системного подхода состоит в том, что он позволяет оценить особые целостные свойства теоретического базиса исследуемых процессов, раскрыть динамику их функционирования и развития.

Решение частной проблемы формирования реабилитационно-педагогической среды обнаруживает ее тесную взаимосвязь с другими вопросами из области экологии, что позволяет провести их системный анализ по основанию общенаучного базиса. На основании опыта научных описаний В.А. Ганзеном (1984) был сформулирован следующий постулат: «Любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре понятия: пространство, время, энергия и информации были приняты за общенаучный базис, полнота набора понятий в котором имела эмпирическое обоснование.

В соответствии с методом стандартного разложения множества признаков исследуемого объекта по элементам общенаучного базиса, можно рассматривать любые привлекающие нас объекты через множество их признаков, соотнося таковые на основании операции определения семантической (содержательно-информационной) близости с элементами указанного общенаучного базиса.

В современной экологической проблематике выделятся следующие аспекты: природа, человек, общество и образование, от изучения экологических проблем которого неизбежен переход к остальным. Признавая аллегорическую условность проводимого сопоставления, получаем пары:

Природа – « время»;

Общество- « пространство»;

Образование- « информация»;

Человек- « энергия».

Природа протяженно существует во времени, в этой природе образуется некоторое пространство, как множество людей — общество; образование в обществе дает информацию об окружающем мире, а человек представляет собой «энергетический субстрата. Таким образом показана полнота набора четырех определившихся к на времени экологических составляющих.

Множество причин необходимости проведения реабилитации в соответствии с классификацией В. С. Мановой-Томовой также содержит 4 элемента, что позволяет разложить и это множество по общенаучному базису, произведи упорядочение его элементов и последующее сопоставление их с четверкой элементов эко логического профиля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая
В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от неблагоприятных проявлений климата. Одежда - это совокупность изделий, которыми человек покрывает свое тело полностью или частично. Требования, предъявляемые к одежде ...

Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении
В тестовых материалах, входящих в корпус Государственного стандарта по русскому языку как иностранному (РКИ), представле­ны различные модели субтестов по всем четырем видам речевой дея­тельности. В данном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращенной к тестируемому, представлен т ...

Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru