Андрагогика как наука об образовании взрослых (С.Г. Вершловский, СИ. Змеев, ЭМ. Никитин, Р. Ноулз, А.П. Ситник и др.) позволяет обеспечить специфику реабилитационной работы педагога во взаимодействии с родителями учащихся, специалистами из смежных областей, непосредственно или косвенно подключающихся к обеспечению образовательного процесса.
Также проявление андрагогического аспекта в реабилитационной педагогике обнаруживается при рассмотрении самореабилитационной активности учителя, ее мотивации, освоения средств и способов. Обеспечение условий процесса профессиональной самореабилитации педагога (АВ. Гордеева) в системе повышения квалификации, деятельности муниципальной и внутри - школьной методической служб также опирается на андрагогические закономерности и принципы: объединения профессиональных и личностных интересов и потребностей взрослых обучающихся, опора на их собственную образовательную активность и т.д.
В последние десятилетия в психолого-педагогических исследованиях применяются общенаучная методология системного подхода и, в частности, теория «синергетики» (В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс, ВП. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин, Ю.А. Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих, в основном, жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Если мы вспомним данное И.П. Павловым определение человека как уникальной системы, то увидим, что эта система является синергетической: сложная, открытая, нелинейная (то есть нежестко, вероятностно заданная в своем развитии) и самоорганизующаяся.
Осуществляемое такой самоорганизующейся системой постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой и обуславливает возможность использования необходимой организации последней ля обеспечения включения системой внутреннего само - реабилитационного механизма.
Другой особенностью саморегулирующейся системы является возможность гибкой и недетерминированной иерархии ее структурных элементов, предполагающая информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности события случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояния взаимодополняют друг друга (ВП. Казначеев и др.).
Таким образом, синергетика позволяет применять к исследованию человека законы развития, функционирования и восстановления открытых нелинейных систем, каковым и является человек.
Методологическое значение системного подхода состоит в том, что он позволяет оценить особые целостные свойства теоретического базиса исследуемых процессов, раскрыть динамику их функционирования и развития.
Решение частной проблемы формирования реабилитационно-педагогической среды обнаруживает ее тесную взаимосвязь с другими вопросами из области экологии, что позволяет провести их системный анализ по основанию общенаучного базиса. На основании опыта научных описаний В.А. Ганзеном (1984) был сформулирован следующий постулат: «Любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре понятия: пространство, время, энергия и информации были приняты за общенаучный базис, полнота набора понятий в котором имела эмпирическое обоснование.
В соответствии с методом стандартного разложения множества признаков исследуемого объекта по элементам общенаучного базиса, можно рассматривать любые привлекающие нас объекты через множество их признаков, соотнося таковые на основании операции определения семантической (содержательно-информационной) близости с элементами указанного общенаучного базиса.
В современной экологической проблематике выделятся следующие аспекты: природа, человек, общество и образование, от изучения экологических проблем которого неизбежен переход к остальным. Признавая аллегорическую условность проводимого сопоставления, получаем пары:
Природа – « время»;
Общество- « пространство»;
Образование- « информация»;
Человек- « энергия».
Природа протяженно существует во времени, в этой природе образуется некоторое пространство, как множество людей — общество; образование в обществе дает информацию об окружающем мире, а человек представляет собой «энергетический субстрата. Таким образом показана полнота набора четырех определившихся к на времени экологических составляющих.
Множество причин необходимости проведения реабилитации в соответствии с классификацией В. С. Мановой-Томовой также содержит 4 элемента, что позволяет разложить и это множество по общенаучному базису, произведи упорядочение его элементов и последующее сопоставление их с четверкой элементов эко логического профиля.
Информация по теме:
Особенности восприятия и анализа лирического
произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...
Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент всей системы обучения РКИ: учащийся должен уйти с занятия не с осознанием того, что он выучил, например, формы предложного падежа, а с осознанием того, что научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека, учреждения. ...
Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях
интернатного типа
Вновь прибывшие в школу-интернат воспитанники нередко находятся в состоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений. Повышенная ранимость, ...