Тем самым подтверждается наличие педагогического аспекта реабилитации как имеющего самостоятельное значение и связанного с собственно человеческим в человеке — со сферой духа.
Необходимость достижения гармонии в связке «Человек — Образование» в ее взаимообратных зависимостях подсказывает один из реальных путей приближения к ней — извлечение на поверхность индивидуального и общественного сознания мысли об актуализации ее значимости в современных условиях. Принципиально важно движение: от обеспечения экологии образования — к обеспечению экологии Человека через придание образовательному пространству свойств, гарантирующих ее. Существенно для сегодняшнего дня также понимание невозможности одностороннего линейного движения. Важна и зависимость, в известной степени, экологии образования от экологии человека как обеспечивающего первое. А потому принципиально само серьезное обращение педагогов к экологическим проблемам.
Эволюция жизни человека определяется генотипическими (через структуры ДНК и РНК) и фенотипическими, или приобретенными (в том числе, воспитанными) в связях с окружающей средой особенностями, которые, в свою очередь, тоже передаются потомкам. Достаточно объяснимо и воспринимаемо влияние через связи с окружающей средой на фенотипические качества человека, их преображение. Однако сегодня учеными доказано (исследования сотрудников Института квантовой генетики под руководством доктора биологических наук П. Горяева) чувствительность к речи и чувствам структур ДНК (подобно чувствительности к радиоактивному излучению) Поскольку общеизвестна сила влияния слова, особенно в педагогической работе, возникает возможность создавать конструктивные условия даже для восстановления поврежденных структур ДНК.
Современное гуманистическое представление о целостном человеке предполагает его рассмотрение в целостном системном триединстве: физического тела, души и духа, если следовать терминологии, принятой в христианской традиции и используемой сегодня в холистической медицине (Е. Кучис, А.И. Субетто и др.) или биологической (природной), культурной (социальной) и экзистенциальной (духовной) сущности — в тер минах антропоцентрической педагогики (ОС. Газман, Л.К. Рахлевская и др.).
С этими представлениями перекликается представление с позиций современной философии образования о культуре как торжестве Разума, Эмоций и Веры (В.А. Разумный), порождающем человеческую способность создавать и познавать духовные ценности, главной из которых является ценность человеческой индивидуальности, неповторимости (ВЭ. Вульфов, АМ. Лузина и др.).
Но еще итальянскими гуманистами особо выделялась задача ревностного изучения всего, что составляет целостность человеческого духа. Век 20 все более, особенно настойчиво на рубеже с 21 веком, обнаруживал логику выделения духовной, собственно человеческой сущности человека.
Эта же логика прослеживается в распространении реабилитационно-педагогических подходов к образовательной работе с «проблемными» «особенными» детьми. Для развития реабилитационной педагогики в общеобразовательном контексте как отражения объективной тенденции особое значение представляет сущность собственно педагогической реабилитации с ее доминантой на «душевно-духовном» аспекте в рассмотрении проблем человека, трактуемом с позиций становления и развития его субъективности и не отождествляемом с сугубо религиозной трактовкой человеческой духовности.
Педагогическая реабилитация как процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка (его индивидуальности) и активной способности к саморазвитию создает условия для дальнейшего нормального, т.е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.
Основой для такого подхода послужили:
- Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс), дающая феноменологические ориентиры субъектоцентризма, с ее представлениями о роли самовосприятия личности;
- Антропософия Р. Штайнера с ориентацией на бережное разворачивание духовной жизни личности и ориентированная на духовность и развитие творческих способностей (аналогичную позицию находим и у других мыслителей);
- Духовная психология, развивавшая в теоретической психологии конца 20 века вектор в направлении от исследования психофизиологического полюса как основы личности, социокультурной ипостаси человека, к другому полюсу, находящемуся на стыке душевной жизни человека и его духовного бытия, к исследованию становления субъективного духа человека в ходе его жизни (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, ВИ. Слободчиков и др.).
Однако хорошо известная мысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, обращает нас к современному концептуальному знанию о здоровье человека, начиная от физического и завершая остальными его аспектами, соответствующими триединой природе человека.
Информация по теме:
Сущность понятия «умение» и классификации умений в науке
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, ...
Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...
Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...