По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные. Включенные наблюдения, или наблюдения "изнутри", предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно – воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений – анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. "Действующие" спортсмены – исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей. Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый. Преимущество невключенного наблюдения состоит в том, что оно не имеет тех ограничений в сфере применения, которые присущи включенным наблюдениям. В этом же смысле можно говорить о его большей доступности для исследователей. Наконец, при использовании его упрощается проблема текущего анализа занятий, так как его выполняет сам исследователь. Слабой стороной невключенного наблюдения является более поверхностное, чем при включенном наблюдении, восприятие педагогической действительности. Надо сказать, что подобный недостаток скорее является теоретическим, так как на практике он может нейтрализоваться высоким мастерством исследователя. Между этими двумя полярными видами наблюдения могут существовать промежуточные, с различным соотношением признаков того и другого видов.
По степени осведомлённости занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые. Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведётся наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное преимущество. Дето в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента. Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.
Скрытое наблюдение (или наблюдение "Инкогнито"), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведётся наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остаётся естественным. Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую – организационного.
По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые. Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нём создаётся целостное представление и повышается достоверность полученных результатов. Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев. Прерывистое наблюдение (по иной терминологии – дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не всё педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удаётся проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.
С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отделёнными последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).
Информация по теме:
Анализ методических рекомендаций по коррекции
пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией
Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспита ...
Контроль и самоконтроль на занятиях
Необходимым условием для проведения круговой тренировки и правильного распределения нагрузки является контроль за частотой сердечных сокращений. Поэтому особое значение я предаю контролю ЧСС (проверка пульса) в следующих случаях: --перед тренировкой; --непосредственно после окончания наиболее интен ...
Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на
уроках английского языка
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. ...