Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого – либо одного ведущего признака. Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками. Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
определить задачи наблюдения;
наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
определить способ проведения наблюдения;
подобрать приёмы фиксации полученных данных;
установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.
Для проведения наблюдения используются следующие способы:
протоколирование;
а) словесное описание;
б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;
в) стенографирование;
фотографирование и киносъёмка;
звукозапись.
Эффективность записей наблюдения повышается благодаря предварительной подготовке протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам.
для исследуемых контрольные упражнения должны быть наглядными по результатам исследования
Как общую рекомендацию следует признать проведение контрольных упражнений в сроки, которые зависят от задач исследования и учебно – воспитательного процесса. Чаще всего контрольные испытания проводят в начале, середине и в конце каждого периода обучения (например, подготовительного периода годичного тренировочного цикла). Однако контрольные испытания на специальную выносливость проводят лишь в соревновательном периоде.
Информация по теме:
Речевые упражнения в обучении диалогической форме общения
Иностранный учащийся овладевает грамматикой русского языка на фоне уже сложившейся системы родного. В процессе общения на новом языке при недостаточно укрепившихся грамматических навыках, в состоянии волнения, возможны интерференционные ошибки, такие как у испаноговорящего аспиранта накануне зашиты ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...
Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме
влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, сле ...