в) методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);
г) поведение занимающихся и преподавателя;
д) характер и величину тренировочной нагрузки;
е) некоторые элементы техники выполнения движений;
ж)тактические действия;
з) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полёта диска и т.п.;
и) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективными методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие – либо приёмы объективной регистрации, например, фото- и видеосъёмку.
В любых случаях исследователь не должен оказывать какого – либо влияния на деятельность преподавателя. Весь учебно – воспитательный процесс должен осуществляться в соответствии с индивидуальными планами и возможностями самого педагога. Педагогический анализ и оценка учебно – воспитательного процесса – ведущая сторона деятельности исследователя. Основным недостатком анализа и оценки, как уже говорилось, является определенная мера их субъективности и большая сложность точной регистрации наблюдаемых фактов и явлений. Поэтому главные усилия любого исследователя должны быть направлены прежде всего на разработку способов объективизации своих наблюдений. С этой же целью необходимо стремиться использовать (параллельно с анализом и оценкой) другие методы сбора текущей информации (хронометрирование, кино- и фотосъёмку и пр.)
В теории и методике педагогических исследований не существует какой – либо общепринятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризоваться. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причём в большей мере заимствованной у социологов схематически она выглядит следующим образом (см. приложение 5).
По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические.
Проблемные наблюдения (в педагогике они называются ещё монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания. Примером могут служить наблюдения, которые осуществляются в школах после введения новых программ по физическому воспитанию. Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока).
Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно – воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Всё это создаёт возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления. Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.
По степени определённости программы наблюдения могут быть разведывательными и основными. Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют чёткой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования. Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.).
Основное наблюдение (его ещё называют стандартизированным) имеет чётко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жёсткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).
Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации чётко видимые факты, позволяющие зафиксировать "да" или "нет"; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придётся уточнять её; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.
Информация по теме:
Методические рекомендации к коррекцюнной работе с детьми низкого уровня
развития
I. Неправильное срисовывание фразы свидетельствует о том, что у детей не готов зрительный аппарат, т.е. мышцы глаз слабо развиты. Поэтому путем упражнений можно помочь развитию зрительного органа. Для этого целесообразно: проводить занятия по рисованию (срисовывание образца); рассматривать серии сю ...
Понятие культуры
поведения детей
Прежде чем говорить об использовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть само понятие. Итак, культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм ...
Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого
поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...