Целью проведения исследования является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось нами в сентябре-декабре 2012 г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида города Белово». Эксперимент проводился в средней группе «Василёк».
Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент
2 этап - формирующий эксперимент
3 этап – контрольный эксперимент
Целью первого этапа было выявление исходного уровня речевого развития детей.
Целью второго - осуществление экспериментальной проверки эффективности подобранных сюжетно-ролевых игр.
Целью третьего - повторная диагностика, обработка и анализ результатов исследования, оформление результатов исследования.
С целью выявления уровня развития лексико-грамматических средств была использована методика «Лексико-грамматические средства». Целью данной методики является изучение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий. Диагностика с помощью данной методики проходила в четыре этапа. На первом этапе был выявлен имеющийся предметный словарный запас детей по темам: «игрушки», «посуда», «фрукты». На втором этапе был выявлен словарь признаков. На третьем этапе выявлялось умение называть действия с помощью глаголов. На четвертом этапе - умение образовывать слова и изменять их. Максимальное количество суммы баллов - 12. Результаты первичного обследования детей по методике «Лексико-грамматические средства» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты проведения методики «Лексико-грамматические средства»
Фамилия, имя |
Предметный словарь |
Словарь признаков |
Словарь действий |
Словоизменение, словообразование |
Всего баллов |
1. Бугаева Е. |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
2. Ганин Д. |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
З. Грошев А. |
3 |
2 |
2 |
1 |
8 |
4. Гызов А. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
5. Ефимов И. |
2 |
2 |
3 |
1 |
8 |
6. Кинеев М. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7. Конышев В. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
8. Кулебакин Е. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
9. Павлов К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
10. Пименов Д. |
1 |
2 |
0 |
0 |
3 |
11.Потапова С. |
2 |
3 |
2 |
2 |
9 |
12. Шанина К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
Информация по теме:
Игровые занятия с детьми как фактор развития личности ребенка
При работе с детьми подготовительной группы ясли-сада №6 (9 детей) было выяснено, что при проведении коллективных игр и использовании их в целях воспитания особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюд ...
Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...
Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов;
организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...