Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка

Педагогика » Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития » Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка

Страница 9

Дидактические игры и упражнения.

1. Выберите лист бумаги с нарисованными предметами, которые можно вырезать за 3 минуты. Проверьте при помощи песочных часов правильность вашего выбора.

2. Сколько примеров вы сможете решить за 5 минут? Проверьте это с помощью песочных часов.

3. Расскажите, что вы успеете сделать за 1 минуту. Проверьте себя.

4 этап. Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.

Цель: развитие представлений о существующей системе

временных эталонов.

Задачи:

- формировать представления о частях суток;

- представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»;

- представления о днях недели;

- представления о годе и временах года, а также месяцах;

- закреплять представления о мерах времени на часах.

При работе над развитием представлений о частях суток необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Лучше начинать с контрастных частей суток: день — ночь, утро — вечер, а затем уже знакомить ребенка со сменой двух частей суток: утро — день, вечер — ночь. Ребенок должен уметь правильно выбрать картинку, на которой изображено, например утро, а также разложить картинки с частями суток по порядку.

Когда ребенок усвоил последовательность смены частей суток, можно внести в работу шуточные элементы, когда взрослый ошибается в их назывании, а ребенок его исправляет. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме без использования картинок. Например, логопед называет предложение, пропуская названия частей суток, а ребенок должен правильно его закончить и т. д. Затем можно переходить к стихотворному тексту. Логопед читает стихотворение о каждой части суток, а дети поднимают карточку с их изображением.

Важно обратить внимание ребенка на изменение положения солнца, на разный цвет неба в различное время суток и предложить ему самостоятельно нарисовать этот пейзаж.

После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся понятия «сегодня», «вчера», «завтра». Ребенку необходимо объяснить, что те сутки, которые наступят, называются «завтра», а те сутки, которые уже прошли, называются «вчера». Сначала формируется правильное понимание, а потом использование детьми этих понятий в своей речи. Можно давать задания на завершение фразы. Логопед начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Или предложить составить рассказы на темы:

— что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра.

Дидактические игры и упражнения

1. Педагог предлагает детям по очереди выполнить задание: «Покажи, что ты делал утром (вечером, днем, ночью)?» Дошкольник изображает разные действия, но не называет их, другие дети угадывают и проговаривают, что изображает ребенок. Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

2. Педагог бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, а поймавший заканчивает фразу, используя слова «вчера», «сегодня», «завтра»: Мы читали сказку про репку Мы поедем на экскурсию Мы пойдем обедать У Димы занятие с логопедом После обеда обещают сильный дождь, это будет На следующий день мы поедем в цирк, это будет

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Информация по теме:

Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...

Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...

Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru