развитие понимания речи;
развитие фонематического слуха;
формирование словарного запаса;
формирование грамматического строя;
формирование связной речи;
формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Развитие пространственных представлений включено в раздел формирование понимания речи. Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами: в, на, под, из, около, действия, сходных по внешним признакам. Логопед наглядно демонстрирует, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением его начальной части (приставки).
При построении коррекционной работы Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина опирались на следующие принципы логопедической работы:
принцип комплексного подхода (одновременное воздействие нескольких специалистов);
принцип дифференцированного подхода (возрастные и индивидуальные особенности детей);
системный подход при коррекции пространственного восприятия (учет структуры дефекта и воздействие на всю систему в целом);
принцип развития (учет ведущего вида деятельности).
Формирование пространственных представлений в следующей последовательности:
Во-первых, уточнение схемы тела и ориентировок в реальном пространстве: формирование способности к мысленному повороту на 180 градусов, усвоение пространственных отношений между предметами, различение величины, формы предметов;
Во-вторых, дифференциация правой и левой частей тела;
В-третьих, ориентировка на плоскости;
В-четвертых, уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения, развитие пространственной лексики.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми включает:
развитие собственно пространственных представлений (соматогнозис);
развитие квазипространственных представлений;
формирование серийной организации движений;
ориентировка на плоскости.
Авторы предлагают примерные упражнения для развития пространственных представлений.
Направления психологической коррекции, по мнению И.И. Мамайчук:
Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной величины, формы, цвета;
Обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия)
Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Работа по развитию пространственных представлений включена в серию заданий по развитию зрительного восприятия и проводится от простого к сложному, по следующим направлениям: предметно-практические манипуляции с объемными формами; зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций, запоминание форм. Автор предлагает примерный перечень игр.
Занятия состоят из 3 этапов:
практическое выделение величины;
зрительное восприятие величины;
запоминание предметов с учетом их величины.
А.В. Семенович предлагает этапы коррекционной работы по развитию пространственных представлений:
Освоение телесного пространства;
Освоение внешнего пространства;
Двигательные диктанты и графические схемы;
Конструирование и копирование;
Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции.
Работа проводится с детьми с 5 лет, представлен примерный перечень игр.
Таким образом, мы видим отсутствие методик для развития пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией. Однако, есть методические рекомендации по работе над данным видом мышления, поэтому в своей работе мы будем опираться именно на них.
Таким образом, мы рассмотрели диагностические методики, предложенные Г.А. Волковой, А.В. Семенович, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, Е.А. Стребелевой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также тестовую диагностику Т.В. Кабановой, О.В. Домниной.
Методика А.В. Семенович не подошла нам по возрастным требованиям. Предложенная методика предназначена для детей от семи лет.
Почти все из представленных методик не имеют схемы качественной и количественной обработки результатов (Г.А. Волковой, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Информация по теме:
Классификация, формы и уровни отклоняющегося поведения младших школьников
Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Еще труднее заметить ему различие в одинаковых, на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения. Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к т ...
Формирование умений в процессе обучения истории
Формировать – значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование – это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного. В трудах ученых по пробле ...
Нравственные отношения педагога
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественн ...