Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспитания и обучения этих детей. Вместе с тем, мы видим, что в специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей. Однако, мы можем найти рекомендации по проведению коррекционной работы в данном направлении.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста, по мнению Е.Ф. Архиповой строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Такая работа отличается тем, что в ней предусматривается развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, по мнению автора, должна включать в себя:
комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха;
комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине;
комплекс упражнений по формированию пространственных представлений;
комплекс упражнений по стимуляции речевой активности;
комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений состоит из упражнений по формированию представлений о схеме тела и лица, упражнений на расширение пространственных представлений, упражнений на развитие конструктивного праксиса.
Программа логопедической работы Л.В. Лопатиной, Г.Г. Голубевой, Л.Б. Баряевой рассчитана на 3 ступени развития:
ступень: младший дошкольный возраст (3 (3,5) - 4 (4,5) лет);
ступень: средний дошкольный возраст (4,5 - 5,5 лет);
ступень: старший дошкольный возраст (5,5 - 6,5 (7) лет).
Рассмотрим более подробно 1 ступень. Основное внимание здесь уделяется созданию условий для стимулирования речевой активности детей на специальных логопедических занятиях. Коррекционная работа проводится в 2 этапа: подготовительный и основной.
Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа:
формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур, развитие импрессивной речи;
вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.
Содержание коррекционного обучения основного этапа:
воспитание общих речевых навыков;
развитие импрессивной речи;
формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;
формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения;
формирование связной речи; коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Развитие пространственных представлений проходит на подготовительном этапе и включает в себя:
знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет);
освоение объемных и плоскостных фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный);
освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий);
различение предметов по величине и измерениям.
Здесь же предлагается примерный перечень рекомендуемых игр.
В основе методики коррекционно-воспитательного воздействия, предложенной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, лежит принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного дефекта педагогического воздействия. Обучение включает в себя:
Информация по теме:
Средняя группа. Количество и счет
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда п ...
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности речевых умений
детей 2 — 3 летнего возраста
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых». Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотн ...
Проблемно-поисковые методы обучения
Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслител ...