Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспитания и обучения этих детей. Вместе с тем, мы видим, что в специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей. Однако, мы можем найти рекомендации по проведению коррекционной работы в данном направлении.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста, по мнению Е.Ф. Архиповой строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Такая работа отличается тем, что в ней предусматривается развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, по мнению автора, должна включать в себя:

комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха;

комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине;

комплекс упражнений по формированию пространственных представлений;

комплекс упражнений по стимуляции речевой активности;

комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений состоит из упражнений по формированию представлений о схеме тела и лица, упражнений на расширение пространственных представлений, упражнений на развитие конструктивного праксиса.

Программа логопедической работы Л.В. Лопатиной, Г.Г. Голубевой, Л.Б. Баряевой рассчитана на 3 ступени развития:

ступень: младший дошкольный возраст (3 (3,5) - 4 (4,5) лет);

ступень: средний дошкольный возраст (4,5 - 5,5 лет);

ступень: старший дошкольный возраст (5,5 - 6,5 (7) лет).

Рассмотрим более подробно 1 ступень. Основное внимание здесь уделяется созданию условий для стимулирования речевой активности детей на специальных логопедических занятиях. Коррекционная работа проводится в 2 этапа: подготовительный и основной.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа:

формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур, развитие импрессивной речи;

вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

Содержание коррекционного обучения основного этапа:

воспитание общих речевых навыков;

развитие импрессивной речи;

формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;

формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;

формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения;

формирование связной речи; коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Развитие пространственных представлений проходит на подготовительном этапе и включает в себя:

знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет);

освоение объемных и плоскостных фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный);

освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий);

различение предметов по величине и измерениям.

Здесь же предлагается примерный перечень рекомендуемых игр.

В основе методики коррекционно-воспитательного воздействия, предложенной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, лежит принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного дефекта педагогического воздействия. Обучение включает в себя:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Управление деятельностью учащихся с нарушениями интеллектуального развития на уроках физической культуры
Особое значение в этой системе принадлежит уроку физического воспитания, который, с одной стороны, должен отвечать всем требованиям урока специальной коррекционной школы VIII вида, с другой — иметь свои особенности, определяющиеся спецификой содержания учебного материала, общими задачами физическог ...

Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эфф ...

Задачи со сказочными персонажами во 2 классе
Задачи на умножение и деление №32. Фрекен Бок подала к чаю 5 тарелок с пирожками, по 7 пирожков в каждой. Сколько всего пирожков подала Фрекен Бок? Решение Тарелок – 5 (множимое) Пирожков – по 7 в тарелке (множитель) Всего - ? (произведение) 5 * 7 = 35 Ответ: Фрекен Бок подала к чаю 35 пирожков №33 ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru