Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспитания и обучения этих детей. Вместе с тем, мы видим, что в специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей. Однако, мы можем найти рекомендации по проведению коррекционной работы в данном направлении.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста, по мнению Е.Ф. Архиповой строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Такая работа отличается тем, что в ней предусматривается развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, по мнению автора, должна включать в себя:

комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха;

комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине;

комплекс упражнений по формированию пространственных представлений;

комплекс упражнений по стимуляции речевой активности;

комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений состоит из упражнений по формированию представлений о схеме тела и лица, упражнений на расширение пространственных представлений, упражнений на развитие конструктивного праксиса.

Программа логопедической работы Л.В. Лопатиной, Г.Г. Голубевой, Л.Б. Баряевой рассчитана на 3 ступени развития:

ступень: младший дошкольный возраст (3 (3,5) - 4 (4,5) лет);

ступень: средний дошкольный возраст (4,5 - 5,5 лет);

ступень: старший дошкольный возраст (5,5 - 6,5 (7) лет).

Рассмотрим более подробно 1 ступень. Основное внимание здесь уделяется созданию условий для стимулирования речевой активности детей на специальных логопедических занятиях. Коррекционная работа проводится в 2 этапа: подготовительный и основной.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа:

формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур, развитие импрессивной речи;

вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

Содержание коррекционного обучения основного этапа:

воспитание общих речевых навыков;

развитие импрессивной речи;

формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;

формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;

формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения;

формирование связной речи; коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Развитие пространственных представлений проходит на подготовительном этапе и включает в себя:

знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет);

освоение объемных и плоскостных фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный);

освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий);

различение предметов по величине и измерениям.

Здесь же предлагается примерный перечень рекомендуемых игр.

В основе методики коррекционно-воспитательного воздействия, предложенной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, лежит принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного дефекта педагогического воздействия. Обучение включает в себя:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Средняя группа. Количество и счет
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда п ...

Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых». Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотн ...

Проблемно-поисковые методы обучения
Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслител ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru