Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 4

В целом, можно констатировать, что большинство как российских, так зарубежных учёных выделяют три взаимосвязанных компонента ценностных отношений: познавательный (когнитивный), т.е. убеждения человека и его фактическое знание об объекте; эмоциональный (аффективный) компонент, т.е. представление об оценке, его эмоциональной реакции на объект; поведенческий компонент, т.е. поведенческое намерение человека по отношению к объекту отношения.

Дальнейшие исследовательские действия были направлены на выявление сущности категории «эмоционально-ценностное отношение». Научно-теоретический анализ позволил заключить, что проблема эмоционально-ценностного отношения предметом научного исследования выступает реже. Хотя нельзя сказать, что проблема эмоционально-ценностного образования совершенно нова. В настоящее время получены ответы на многие вопросы. Так, работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других показали прямую связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); сформулирован принцип положительного эмоционального фона обучения (М.Н. Скаткин), выяснена роль эмоций в воспитании (Б.И. Додонов).

Наиболее полно изучена проблема эмоционально-ценностных отношений в психологической науке. Данное обстоятельство объяснимо, поскольку, первое, с чем сталкиваются психологи, это многообразие свойств личности и их проявлений в ее поведении (интересы, мотивы, склонности, способности, характер, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности и пр.). Тем не менее, основой этого личностного многообразия являются эмоции и чувства. В.И. Слободчиков дает достаточно четко, с нашей точки зрения, определяет эмоции, как «… особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека – это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании». Этим определением подтверждается тесная связь между эмоциями и чувствами, центральным элементом которых является переживание. Данную точку зрения разделяет и А.В. Петровский. Следует отметить, что многие исследователи понятия «эмоция» и «чувство» употребляют как синонимы (Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.).

Эмоции всегда связаны с ценностями, которые являются содержательной основой эмоций. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так, нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, эстетических и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоций по отношению к нему. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Принципиальное значение для нас имеет выделение таких видов эмоций, как положительные и отрицательные. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности и проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные – снижению уровня выполнения деятельности (в нашем случае – музыкальной).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Роль педагога в развитии креативности старших дошкольников в игре
В данном параграфе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развити ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...

Особенности формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в образовательных программах ДОУ
На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru