Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 4

В целом, можно констатировать, что большинство как российских, так зарубежных учёных выделяют три взаимосвязанных компонента ценностных отношений: познавательный (когнитивный), т.е. убеждения человека и его фактическое знание об объекте; эмоциональный (аффективный) компонент, т.е. представление об оценке, его эмоциональной реакции на объект; поведенческий компонент, т.е. поведенческое намерение человека по отношению к объекту отношения.

Дальнейшие исследовательские действия были направлены на выявление сущности категории «эмоционально-ценностное отношение». Научно-теоретический анализ позволил заключить, что проблема эмоционально-ценностного отношения предметом научного исследования выступает реже. Хотя нельзя сказать, что проблема эмоционально-ценностного образования совершенно нова. В настоящее время получены ответы на многие вопросы. Так, работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других показали прямую связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); сформулирован принцип положительного эмоционального фона обучения (М.Н. Скаткин), выяснена роль эмоций в воспитании (Б.И. Додонов).

Наиболее полно изучена проблема эмоционально-ценностных отношений в психологической науке. Данное обстоятельство объяснимо, поскольку, первое, с чем сталкиваются психологи, это многообразие свойств личности и их проявлений в ее поведении (интересы, мотивы, склонности, способности, характер, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности и пр.). Тем не менее, основой этого личностного многообразия являются эмоции и чувства. В.И. Слободчиков дает достаточно четко, с нашей точки зрения, определяет эмоции, как «… особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека – это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании». Этим определением подтверждается тесная связь между эмоциями и чувствами, центральным элементом которых является переживание. Данную точку зрения разделяет и А.В. Петровский. Следует отметить, что многие исследователи понятия «эмоция» и «чувство» употребляют как синонимы (Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.).

Эмоции всегда связаны с ценностями, которые являются содержательной основой эмоций. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так, нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, эстетических и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоций по отношению к нему. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Принципиальное значение для нас имеет выделение таких видов эмоций, как положительные и отрицательные. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности и проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные – снижению уровня выполнения деятельности (в нашем случае – музыкальной).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема
Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Ра ...

Анатомо-физиологические и психические особенности детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...

Формирование умений в процессе обучения истории
Формировать – значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование – это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного. В трудах ученых по пробле ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru