До середины XX в. наиболее исчерпывающими являлись эмпирические исследования Р.Б. Перри, который определил ценности как объекты интереса, которые располагаются в ряд по степени предпочтения и согласуются между собой. Для нашего исследования является важным мысль этого ученого о том, что ценность будет правильной, если интерес правильно ориентирован, а сила интереса может быть результатом упражнения. Иначе говоря, формируемые в процессе внеурочной деятельности ценностные отношения будут выражаться, в первую очередь, в интересе к музыке, уровень которого может возрастать в результате использования специально разработанной педагогической технологии. К этому выводу имеет прямое отношение и идея Дж. Дьюи о социальном характере интересов человека. Для него ценность не просто объект интереса, но и результат деятельности человека. В нашем случае – деятельности музыкальной.
Несомненную актуальность для нашего исследования имеет социологические концепции ценностей, разработанные М. Вебером. Вебер выделял четыре вида мотивов человеческой деятельности: традиции, аффекты, цели, ценности. Сами ценности, по его мнению, операционализируются, образуя систему установок. Он утверждал, что ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии или важности предмета любого рода. Эти его убеждения можно разделить, формируя эмоционально-ценностное отношение школьников к музыке.
Изучение сущности понятий «ценности» и «ценностные отношения» невозможно без опоры на психологические исследования. Проблематика ценностей представлена в трудах зарубежных и отечественных ученых-психологов. В первую очередь мы обратились к трудам М. Рокича. Проведя четыре масштабных исследования ценностей в 70-х гг. XX в., он пришел к выводу, что под ценностями следует понимать вид убеждений, имеющих центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни, которые определяют то, как нужно себя вести, какое желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.
Согласно теории личности А. Маслоу, иерархия жизненных ценностей организуется в соответствии с иерархией потребностей, по типу которых ценности можно подразделить на витальные, демократические, ценности общественного признания, межличностного общения, ценности личностного развития. Очевидно, что с данных позиций могут рассматриваться и те ценности, которые формируются у учащихся общеобразовательных школ в процессе эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе внеурочной деятельности.
В отечественной научной литературе проблема ценностей начинает рассматриваться с начала 60-х годов ХХ века. Впервые она анализируется в книге В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» и в монографии В.А. Власенко «Ценность и оценка» В них ценности трактуются как значимость и идеал современного, как действительно значимые предметы или явления для человека, способные удовлетворить его материальные и духовные потребности. К последним, явно, относится и потребность в музыкальной деятельности.
Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы, структуры и соотношения понятий «ценности», «ценностные отношения», «ценностные ориентации» рассматриваются в дальнейшем плеядой ученых, среди которых выделяются такие, как С.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, В.В. Знаков, Г.В. Залевский, А.Г. Здравомыслов, В.В. Ильин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.А. Леонтьев, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др. В их работах оформился категориальный аппарат, включающий понятия «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Большинством этих учёных ценностью признается то, что определяет субъективную значимость для конкретной личности каких-либо предметов, явлений, отношений, идей.
Информация по теме:
Воспитательный потенциал семьи
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражаю ...
Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее в ...