Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 2

До середины XX в. наиболее исчерпывающими являлись эмпирические исследования Р.Б. Перри, который определил ценности как объекты интереса, которые располагаются в ряд по степени предпочтения и согласуются между собой. Для нашего исследования является важным мысль этого ученого о том, что ценность будет правильной, если интерес правильно ориентирован, а сила интереса может быть результатом упражнения. Иначе говоря, формируемые в процессе внеурочной деятельности ценностные отношения будут выражаться, в первую очередь, в интересе к музыке, уровень которого может возрастать в результате использования специально разработанной педагогической технологии. К этому выводу имеет прямое отношение и идея Дж. Дьюи о социальном характере интересов человека. Для него ценность не просто объект интереса, но и результат деятельности человека. В нашем случае – деятельности музыкальной.

Несомненную актуальность для нашего исследования имеет социологические концепции ценностей, разработанные М. Вебером. Вебер выделял четыре вида мотивов человеческой деятельности: традиции, аффекты, цели, ценности. Сами ценности, по его мнению, операционализируются, образуя систему установок. Он утверждал, что ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии или важности предмета любого рода. Эти его убеждения можно разделить, формируя эмоционально-ценностное отношение школьников к музыке.

Изучение сущности понятий «ценности» и «ценностные отношения» невозможно без опоры на психологические исследования. Проблематика ценностей представлена в трудах зарубежных и отечественных ученых-психологов. В первую очередь мы обратились к трудам М. Рокича. Проведя четыре масштабных исследования ценностей в 70-х гг. XX в., он пришел к выводу, что под ценностями следует понимать вид убеждений, имеющих центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни, которые определяют то, как нужно себя вести, какое желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Согласно теории личности А. Маслоу, иерархия жизненных ценностей организуется в соответствии с иерархией потребностей, по типу которых ценности можно подразделить на витальные, демократические, ценности общественного признания, межличностного общения, ценности личностного развития. Очевидно, что с данных позиций могут рассматриваться и те ценности, которые формируются у учащихся общеобразовательных школ в процессе эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе внеурочной деятельности.

В отечественной научной литературе проблема ценностей начинает рассматриваться с начала 60-х годов ХХ века. Впервые она анализируется в книге В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» и в монографии В.А. Власенко «Ценность и оценка» В них ценности трактуются как значимость и идеал современного, как действительно значимые предметы или явления для человека, способные удовлетворить его материальные и духовные потребности. К последним, явно, относится и потребность в музыкальной деятельности.

Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы, структуры и соотношения понятий «ценности», «ценностные отношения», «ценностные ориентации» рассматриваются в дальнейшем плеядой ученых, среди которых выделяются такие, как С.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, В.В. Знаков, Г.В. Залевский, А.Г. Здравомыслов, В.В. Ильин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.А. Леонтьев, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др. В их работах оформился категориальный аппарат, включающий понятия «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Большинством этих учёных ценностью признается то, что определяет субъективную значимость для конкретной личности каких-либо предметов, явлений, отношений, идей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Сущность проблемного обучения
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении нов ...

Понятие о формах организации обучения и их классификация
Эффективность учебно-воспитательной работы определяется не только методами преподавания - учения, а также и формами ее организации. К сожалению, на современном этапе развития дидактической науки нет четкого определения этого понятия, его сущности как педагогической категории. Понятие « форма » (от ...

Принципы классификации тестов по иностранному языку
С развитием и популяризацией тестирования как формы контроля исследуются возможности различных видов тестов. При существующем разнообразии тестов возникает необходимость в их систематизации, то есть созданию классификации тестов, позволяющей по одному из критериев выбрать вид теста, наиболее соотве ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru