Здесь можно встретить и дерево жизни, и птиц, и различные геометрические солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы и т.п.
Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы. Типично для орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурками.
Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.
Все узоры словно находятся вне времени и пространства. Нет натуралистического изображения, все предельно обобщено и схематизировано. В вышивке подобный характер изображения со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывается веками и является духовным и художественным смыслом многих поколений.
Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы – солярные знаки, прямая линия – символ земли, женская фигура – символ плодородия, волнообразная ритмическая линия – символ воды, дерево – знаки вечно живой природы, две птицы голова к голове – символ счастливого брака.
Разномасштабность мотивов, их сложная и простая повторность, разнообразие техники вышивки варьирование цветов – основные художественные средства, с помощью которых достигалась индивидуальность орнаментики каждого костюма.
3. Инструктаж.
Сегодня на уроке мы будем вышивать орнамент, который применяли для украшения костюмов, да и не только костюмов. Этот узор можно встретить и на рушниках, и на занавесках и на других изделиях.
(Учитель демонстрирует схему и образец вышивки: древо жизни и две птицы голова к голове – символ счастливого брака).
У.: Давайте обсудим, что обозначают эти изображения.
Прежде, чем мы приступим к вышивке, определите, с какого орнамента лучше начать работу. Работаем нитью в два сложения. Помним о чистоте изнаночной стороны, а, следовательно, о закреплении нити в начале и в конце работы. На ткани для каждого крестика отсчитываем по три ниточки.
4. Инструктаж по техники безопасности. (Безопасные приемы работы с ножницами, иголками).
5. Практическая работа.
Учащиеся вышивают по выданным им схемам. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
6. Подведение итогов занятия. Просмотр работ.
7. Выдача домашнего задания.
8. Уборка рабочих мест.
Информация по теме:
Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического
исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...
Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...
Методическое обеспечение работы учителя с творческой
тетрадью
Данный пункт представляет собой готовые методические рекомендации по работе с творческой тетрадью. Рекомендации представлены в виде ограничений действий учителя, как учитель может помогать учащемуся при работе с тетрадью. В процессе апробации были выделены формы работы с творческой тетрадью: индиви ...