Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 1

Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из современников . Чудесное наследство".

Тема 1. "Я последний поэт деревни…" (поэт и революция) (материалы к уроку)

Важнейшим вопросом при изучении жизни и творчества поэта является его отношение к революции. Учитель может рассказать о сложном и неоднозначном отношении поэта к революции, которое проявилось у поэта в 20-е годы. Важно показать, что Есенин как крупный художник сумел передать в своей поэзии предчувствие нового, а также драматические коллизии и переживания "последнего поэта деревни".

Первым откликом на Февральскую революцию явилось стихотворение "Разбуди меня завтра рано ." (1917). Оно начинается с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия светлого гостя - явления Христа. Приметы дорогого гостя связаны с окружающим миром природы: "след широких колес на лугу", "золота" дуга, которую "треплет ветер", и шапка-месяц. Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица "игриво взмахнет" красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать "знаменитым русским поэтом", который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: "Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров . И на песни мои прольется Молоко твоих рыжих коров".

Предчувствие нового выражено также в стихотворении "Я по первому снегу бреду ." (1917). Передавая робкую надежду на обновление мира, поэт совмещает самые чистые первые приметы разных времен года: первый снег выпадает в начале зимы, а упоминание ландышей соотносит вспыхнувшие силы с весенними цветами. С ожиданием встречи с дорогим гостем связаны первые приметы наступающей зимы (в природе) и весны (в душе человека). Не случайно эти приметы окрашены в белый цвет, который является для Есенина цветом мечты и любви.

В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С женитьбой на З.Н. Райх ("милой Зикан") в июле 1917 года поэт связывал романтические надежды на свой дом и семейный очаг. "В эти месяцы, - вспоминал его друг В.С. Чернявский, - были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции. Он был весь во власти образов своей "есенинской Библии". "Пророк Есенин Сергей" с самой смелой органичностью переходил в его личное "я". "Есенинская Библия" состояла из десяти маленьких поэм: "Певущий зов", "Отчарь", "Октоих", "Пришествие", "Преображение", "Инония", "Сельский часослов", "Иорданская голубица", "Небесный барабанщик" и "Пантократор", в которых Есенин воспел творение нового мира. Революционные поэмы Есенина довольно сложны для восприятия школьников, но учитель может кратко сказать о них, раскрывая тему революции в творчестве поэта.

"В 20-е годы отношение поэта к революции стало неоднозначным. Поэт справляет "панихиду" по дорогому деревенскому миру, выражает не только свою боль, но и боль многих-многих жителей России, страны по преимуществу аграрной. Прощание с деревянной деревней не сводится к противостоянию деревни и города или протесту против наступления "железного гостя", новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое - "милое родное звериное".

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Сравнивая есенинскую "Русь" с лермонтовской "Родиной", исследователи видят перекличку двух поэтов в попытке разгадать свою странную любовь к России (ср. "Но я люблю - за что, не знаю сам ." (Лермонтов); "Но люблю тебя, родина кроткая, А за что - разгадать не могу ." (Есенин). Близки друг к другу картины, где Лермонтов и Есенин рисуют народную Русь в праздник и в часы короткого отдыха:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с гиканьем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лермонтов

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята с тальянкою.

Выйдут девки плясать у костров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Логопедическая работа по обучению словообразованию у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
В основу формирующего эксперимента были положены: учет особенностей речевого дефекта каждого ребенка, методические рекомендации Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной . Также были изучены методические рекомендации и планы-конспекты по формированию словообразовательных умений С.Н. Шаховск ...

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так, в исследовании В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ...

Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации
В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной де ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru