Конспект занятия на тему: «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая» (5 неделя).
Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.
Цели занятия:
Сформировать представление о народной художественной культуре.
Пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая.
Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России
Задачи занятия:
развитие познавательных навыков;
развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;
развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;
трудовое воспитание и нравственное воспитание;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;
этнохудожественное воспитание детей.
Материалы и оборудование: фотографии (Приложение 1), русские платки и шали, кокошники и подзатыльники, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Вводная (теоретическая) часть:
У.: Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. С незапамятных времён женщины России носят платка. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм. Замужние женщины надевали платок поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки и платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки. Расписной платок, шаль с каймой, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.
Из каких материалов изготавливают платки или шали?
(Из ситца (х/б), шёлка (натуральные и химические), ковровых и смешанных тканей, трикотажа).
У.: Среди крестьянок Южного Алтая платки и шали были не просто популярны, но и являлись своеобразным ритуалом. Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы. Верили, что стоит подержаться за косу свахе или жениху, то можно лишиться силы воли - не "хочешь, да пойдешь замуж". Для того, чтобы коса выглядела аккуратной, волосы смазывали коровьим маслом.
Среди девушек бытовал обычай носить завязанные сзади шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков.
2. Практическая работа:
У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем русские задушевные песни (поставить негромко фонограмму).
Информация по теме:
Составные задачи на нахождение цены, количества, стоимости
№67. Винтик и Шпунтик купили 6 наборов шурупов по 3 рубля каждый. и столько же наборов винтиков по 2 рубля каждый. Сколько денег они заплатили? Решение 6 наборов шурупов – по 3 рубля 6 наборов винтиков – по 2 рубля Всего заплатили -? 1) Вычисляем сколько денег Винтик и Шпунтик заплатили за шурупы: ...
Особенности развития творческих способностей
дошкольников
В данном параграфе мы попытаемся выяснить влияние игры на развитие творчества у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об игре как творческой деятельности, а также проследи ...
Функционирование триады «знания-умения-навыки» в
современной дидактике
Очень часто под знаниями понимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памяти информация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знания являются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емким представляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много вниман ...