Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Страница 4

Конспект занятия на тему: «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая» (5 неделя).

Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.

Цели занятия:

Сформировать представление о народной художественной культуре.

Пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая.

Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России

Задачи занятия:

развитие познавательных навыков;

развитие индивидуальности, творческих способностей личности;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;

развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;

сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;

трудовое воспитание и нравственное воспитание;

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;

этнохудожественное воспитание детей.

Материалы и оборудование: фотографии (Приложение 1), русские платки и шали, кокошники и подзатыльники, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Вводная (теоретическая) часть:

У.: Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. С незапамятных времён женщины России носят платка. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм. Замужние женщины надевали платок поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки и платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки. Расписной платок, шаль с каймой, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.

Из каких материалов изготавливают платки или шали?

(Из ситца (х/б), шёлка (натуральные и химические), ковровых и смешанных тканей, трикотажа).

У.: Среди крестьянок Южного Алтая платки и шали были не просто популярны, но и являлись своеобразным ритуалом. Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы. Верили, что стоит подержаться за косу свахе или жениху, то можно лишиться силы воли - не "хочешь, да пойдешь замуж". Для того, чтобы коса выглядела аккуратной, волосы смазывали коровьим маслом.

Среди девушек бытовал обычай носить завязанные сзади шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков.

2. Практическая работа:

У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем русские задушевные песни (поставить негромко фонограмму).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. [54; 73с.] В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более дли ...

Формирование гуманных отношений взрослого к ребенку
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

Программные требования к сюжетным задачам в 3 классе
Объем изучаемого в 3-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (с ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru