Конспект занятия на тему: «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая» (5 неделя).
Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.
Цели занятия:
Сформировать представление о народной художественной культуре.
Пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая.
Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России
Задачи занятия:
развитие познавательных навыков;
развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;
развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;
трудовое воспитание и нравственное воспитание;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;
этнохудожественное воспитание детей.
Материалы и оборудование: фотографии (Приложение 1), русские платки и шали, кокошники и подзатыльники, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Вводная (теоретическая) часть:
У.: Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. С незапамятных времён женщины России носят платка. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм. Замужние женщины надевали платок поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки и платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки. Расписной платок, шаль с каймой, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.
Из каких материалов изготавливают платки или шали?
(Из ситца (х/б), шёлка (натуральные и химические), ковровых и смешанных тканей, трикотажа).
У.: Среди крестьянок Южного Алтая платки и шали были не просто популярны, но и являлись своеобразным ритуалом. Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы. Верили, что стоит подержаться за косу свахе или жениху, то можно лишиться силы воли - не "хочешь, да пойдешь замуж". Для того, чтобы коса выглядела аккуратной, волосы смазывали коровьим маслом.
Среди девушек бытовал обычай носить завязанные сзади шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков.
2. Практическая работа:
У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем русские задушевные песни (поставить негромко фонограмму).
Информация по теме:
Имиджевые
характеристики педагога
B современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия уч ...
Выявление эффективности работы учителя по
формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...
Механизм творческого воображения
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. Гилфорд понимает под креативност ...