Рубаха – древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.
Слово “рубаха”, по всей видимости, происходит от слова “руб”, которое обозначало не только кусок, обрывок ткани, но и служило названием предмета одежды.
Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Шили рубахи в основном изо льна, иногда из конопляного полотна.
В древнерусском языке существовали два термина: “хласт” (“холст”) - небеленая ткань и “плато” – выбеленное полотно.
Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах, полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя тем самым подол. Затем делали разрезы по вороту и центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лоскутка. В последующие века в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя. Но порядок украшения рубахи, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры располагались на вороте, оплечье, на низах рукавов и подоле рубахи.
В украшениях рубах молодых женщин преобладал красный цвет, в то время как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в “покоснице” с широкой узорной полоской по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в пожнивную рубаху.
Самой красивой считалась венчальная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, в которых основным был красный цвет. Такую рубаху молодая женщина еще несколько лет надевала по большим праздникам, а затем бережно хранила.
Богат и разнообразен был русский народный костюм своими традиционными формами, колоритом, манерой помещения предметов одежды. Он являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, семейное положение, место жительства. Более отчетливо проявились особенности покроя, отделки, цвета и фактуры ткани в женском народном костюме.
Девичья одежда состояла из домотканой рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду – поневу и тщательно закрывала голову сложным головным убором – сорокой.
Сарафан (платье без рукавов или высокая юбка на лямках) надевался на рубаху. Сарафаны носили женщины северных и центральных губерний России, Поволжья, Сибири, Урала. Не стал исключение и Южный Алтай. Там сарафаны также были широко распространены.
Сарафаны шили как из домотканых материалов – сукна, холста, - украшая их набойкой, вышивкой, так и из покупных тканей – парчи, шелка, бархата.
По крою сарафаны могли быть различными. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан, который шили из перегнутого по плечам полотнища ткани. Косоклинный распашной сарафан имел спереди два полотнища, застегивающихся на медные, оловянные или серебряные пуговицы.
Позже в центральных районах России появились круглые, или прямые, сарафаны на лямках, которые шили из нескольких прямых полотнищ ткани.
Рубахи, которые носили с сарафаном, могли быть как целые, так и составные. Украшались в них в основном одни рукава, ведь остальные ее части были не видны.
Информация по теме:
Простой способ повторять материал
Вам будет полезно перечитать раздел из первой части данного пособия «Простой способ повторять материал, начиная с первого дня». Хотя Вы уже далеко ушли от этого первого дня, содержащиеся там предложения и советы становятся все более актуальными по мере приближения экзамена. Помните, что значительну ...
Исторические основы активных методов обучения
Под «содержанием образования» понимают типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний. Существующее сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет (разбуха ...
Психологические основы обучения аудированию
В данной главе необходимо рассмотреть основные точки зрения, концепции и подходы к проблеме аудирования как вида коммуникативной деятельности, охарактеризовать основные механизмы процесса аудирования, рассмотреть сущность механизма аудирования с точки зрения психологии и методики. Термин «аудирован ...