В чембарах, где прямые штанины соединялись друг с другом через прямоугольную вставку и расширяющую деталь, последнюю вырезали из квадратного куска полотна, у которого с одной стороны срезали уголки. Поместив эти уголки с другой стороны квадрата, их сшивали между собой и с квадратом таким образом, что в результате образовывался шестиугольник. Верхний край штанов укладывался в четырех местах в складки и обшивался поясом. Застегивались чембары на деревянную или металлическую пуговицу (рис. 42).
Рис. 42. Холщевые чембары
Во второй половине XIX - начале XX вв. штаны описанного покроя бытовали в качестве рабочей и промысловой одежды у старожилов Северного и Юго-Восточного Алтая. Как название, так и покрой свидетельствуют о возможности заимствования этого вида одежды у местного алтайского населения. У русских подобные штаны отмечены в костюме уральского казачества.
В изучаемое время повсеместно в Алтайском округе были известны чембары, в которых прямые штанины соединялись друг с другом непосредственно, без каких-либо соединительных вставок. Их шили из грубого холста, конопли или двух пар кусков кожи продолговатой, неправильной формы. По верхнему краю штаны закладывались в четыре складки - две спереди и две сзади и обшивались поясом из холста или шерсти (рис. 43). Если холщевые штаны крестьяне шили сами, то чембары из бараньих, козьих шкур, маральих кож, замши, ямани, буйлины, косули, как правило, отдавали готовить алтайцам. Каменщики южных острогов Алтая одевали кожаные чембары не только на промысел или охоту, как большинство старожилов края, но и на праздники.
Рис. 43. Чембары из козьих шкур
Описанные штаны из теплых, непромокаемых материалов как нельзя лучше соответствовали образу жизни, занятиям людей, а также природным условиям на Алтае. Видимо, по этой причине они, столь популярные в одежде местных народов, вошли и в быт русских крестьян.
К рассмотренному варианту можно отнести и распространенные на Алтае в качестве праздничной одежды шаровары. В них, как и в чембарах, на каждую штанину отрезали прямые полотна. При этом штанины, сшивавшиеся из 1,5 - 2-х таких полотен, бывали порой настолько широки, что напоминали собой юбки. Ширину, кроме того, увеличивала вшивавшаяся между штанин вставка в виде ромба или квадрата. Для шаровар использовались дорогие ворсовые материалы - бархат, плис, шелковые и бумажные китайские ткани, а позже, в конце XIX - начале XX вв., российские сатины, сукна, миткаля, бумазеи и т.п. В это время шаровары уже не украшались, но в тех районах, где в прошлом эта традиция бытовала, их предпочитали шить из ярких, узорчатых тканей (Верх-Бухтарминская, Ануйская волости). Шелковые и миткалевые штаны обычно подшивались с изнанки подкладочной тканью. Носили шаровары с незаправленными рубахами, заложив низки штанов в сапоги или обутки. Был распространен также обычай надевать их поверх нижних кошеных штанов - подштанников. По воспоминаниям информаторов, "мода" на широкие штаны приходилась по вкусу и российским переселенцам, которые начинали себе шить такие же.
Во второй половине XIX - начале XX вв. головные уборы крестьян Южного Алтая были весьма разнообразными. По используемым материалам их можно подразделить на тканевые (суконные), войлочные, с меховой опушкой по околышу, а также полностью меховые. В зависимости же от способа изготовления шапки различались катаные и шитые.
Информация по теме:
Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального
педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Рекомендации, которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот. Социальный педагог должен: - Знать историю личного дела ребенка. - Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность. - Знать дета ...
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...
Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников
к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...