Довольно давно, еще в первой половине XIX в., бухтарминские старообрядцы, наряду со льном, использовали для изготовления повседневных и праздничных рубах покупные китайские ткани, выбойки. Особенно нарядно украшались сшитые из фанз, шелков, бязи праздничные рубахи, которые нередко оторачивались золотыми галунами, отделывались колористически более богатыми вышивками.
У "поляков" рубахи рассматриваемого покроя сохранились до настоящего времени в погребальных комплексах (рис. 34).
Рис. 34. Рубаха погребальная из холста: а – вид спереди, б – вид сзади
Эти рубахи отличались большой сдержанностью в цветовом решении - все они, как правило, белого цвета с неширокими кумачовыми окантовками по краям. Вместе с тем, "поляцкие" рубахи имели такие детали как кулевидные рукава, левый разрез ворота, по которым их сразу можно отличить от аналогичного покроя бухтарминских.
Малые косины пришивались не к прямым, а к кошеным боковым полотнам (рис. 35).
Рис. 35. Погребальная рубаха из белого холста
Поскольку и те, и другие получались разрезанием по косой одного отреза, то на изготовление таких рубах требовалось уже не 5, а 4 полотна. С передним и задним полотнами большие и малые косины соединялись прямыми срезами, а между собой, следовательно, косыми. Для рассматриваемых рубах, как и в общем для "поляцкой" одежды, были характерны кулевидные рукава, а также положение ворота на левой стороне.
Ануйские "смертные" рубахи, оказавшись, таким образом, по расположению швов близкими вышерассмотренным, качественно отличались тем, что вместо прямых боковин в них вшивались кошеные. Это обстоятельство позволяет отнести их покрой уже не к полукошеному, а к кошеному, пережиточно сохранявшему, однако, элементы первого, что выражалось в выкраивании боковых косин разными по величине.
Среди рубах старообрядцев (кержаков) Центрального, Юго-Восточного, Южного Алтая и некоторых других, рядом расположенных, областей выделяются такие, в которых с каждого бока вшивалось только по одному кошеному полотну. Рубахи этой конструкции, как и в вышеописанном варианте, выкраивались из 4-х полотен, но по иной схеме раскроя: срезанные с боковых полотен клинья пришивались не к стану, а к рукавам. Кошеные полотна пришивались к центральному полотну так, что прямым срезом присоединялись спереди, а косым сзади. Рукава, которые при таком способе кроя имели клинья, вшивались в отверстия, образуемые центральным полотном и боковыми косинами, перпендикулярно к нити основы последних.
По-видимому, рубахи указанной конструкции представляли собой раннюю традицию в одежде - они зафиксированы в погребальных комплексах кержаков. Для рубах этого назначения характерно сохранение древних элементов - обметанное швом через край отверстие (ворот) для головы, прямой разрез ворота, скрепление ворота тесемками-плетешками, приемы шитья живулькой и т.д. Все это сближает кержацкие "смертные" рубахи с аналогичного назначения одеждой кержаков других районов России (Вятской, Великолукской, Псковской губерний).
Совершенно иное впечатление производят рубахи этого варианта покроя в повседневном и праздничном комплексах конца XIX - начала XX вв. В них наблюдаются такие элементы, не встречавшиеся или маловстречавшиеся в погребальных рубахах, как стоячий воротник-ошейник, планка по разрезу ворота, вышивки растительных орнаментов, выполненных в технике крест и т.д. Преобладающим в этом варианте рубах был левый разрез ворота, который вместе с воротником застегивался на ряд пуговиц. Вышивка выполнялась по воротнику и планке разреза ворота - узкому столбику или широкой манишке. Любимые сочетания - красные и черные цвета. Рубахи описанного покроя и украшения очень близки к аналогиным рубахам начала XX в. России, Белоруссии.
Информация по теме:
Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...
Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведе ...
Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и воз ...