Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 19

Такие рубахи имели и еще одну характерную деталь - вертикальные нашивки кумачом вдоль швов соединения центрального полотна и боковин. Эти нашивки украшали вышивками в виде меандрического орнамента (т.н. "византийская линия"), ромбов с продолженными сторонами, крестов. Вышивки, как правило, выполнялись контрастными, по отношению к кумачу, нитками белого и синего цветов. По двум сторонам от полосок прокладывались узоры геометрического характера, с помощью которых кумач органично вписывался в общую композицию рубахи.

К концу XIX в., с распространением в быту ситцев и других покупных тканей отечественного производства крестьяне изготавливали рубахи и из кумача, в связи с чем изменилось их декоративное оформление. Появились новые, в их числе и городского происхождения, детали: пришивной воротник, манжеты, сборка рукавов вверху и внизу. Вместо строгой, красно-черной вышивки стали украшать позументом, бархатом, тесьмой, вышивать разноцветной шерстью.

Туникообразные рубахи с двумя прямыми бочками и двумя малыми косинами Н.П. Гринкова и А.Н. Белослюдов рассматривали в качестве одежды первопоселенцев Бухтармы - каменщиков.

Изготовленные во второй половине XIX в. из льна, рубахи бухтарминских старообрядцев имели ряд особенностей в сравнении как с прочей старожильческой, так и общерусской одеждой. Основное отличие состояло в том, что их стан шили не из четырех, как обычно европейские рубахи, а из пяти полотен. При этом четыре полотна использовались подобно предыдущим рубахам - два шли на перед и спинку и два - на боковины. Получавшиеся раскашиванием пятого полотна косины вшивались между центральным и боковыми полотнами - по одному с каждой стороны. Прямыми срезами косины соединялись с задним полотном, косыми - с боковыми полотнами (рис. 31, 32).

Рис. 31. Мужские рубахи

Присутствие в бухтарминских рубахах, наряду с прямыми, кошеных полотен дает право рассматривать покрой этих рубах как полукошеный. Как и у "поляков", у бухтарминцев бытовала традиция присобирать боковые полотна куколками или складками.

Рис. 32. Мужская рубаха

Рассматриваемые рубахи декоративно украшались вышивками по груди, вороту, низу рукавов и подола. Цветовая гамма вышивок в льняных рубахах строилась на сочетаниях красного и черного цветов, причем, черный цветовой тон концентрировался у ворота, а красный - на груди. Основные мотивы изображений по груди и вороту, во многом подобные "поляцким" рубахам, по-видимому, как и в последних, имели определенное обрядовое назначение в костюме. Такие же элементы отделок как полоски орнаментального тканья, пришивавшиеся не вдоль всей рубахи, а в местах соединения рукавов со станом, а также по низу рукавов и подола, в изучаемое время являлись характерной чертой лишь бухтарминских рубах (рис. 33).

Рис. 33 Рубаха: а - вышитая полоска по груди, б - орнамент бранья по плечам и подолу; в - по груди

Таким образом, если вышивки по груди и вороту сближают рассматриваемые рубахи с "поляцкими", то указанные полоски отличают от таковых.

Общую декоративную композицию бухтарминских рубах органично дополняли кумачовые ластовицы. Горизонтальный ворот и смещенный вправо разрез обшивали красными тесьмами-плетешками или кантами из кумача, из которых делали и петли для пуговиц. Старожилы вспоминают, что в старину рубахи застегивались на схватцы. Все рубахи готовились на подоплеках, подшивавшихся с изнанки и заканчивавшихся спереди и на спине острыми углами.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Информация по теме:

Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...

Репродуктивные методы обучения
Как и всякая система обучения, сообщающее обучение имеет специфические цели, содержание и методы. Ряд общих задач обучения весьма успешно решается именно с его помощью. Но некоторые другие задачи, и притом важные, эта система решает неполно или вовсе не решает. Цели сообщающего обучения – обогащени ...

Информатизация труда учителя
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru