Такие рубахи имели и еще одну характерную деталь - вертикальные нашивки кумачом вдоль швов соединения центрального полотна и боковин. Эти нашивки украшали вышивками в виде меандрического орнамента (т.н. "византийская линия"), ромбов с продолженными сторонами, крестов. Вышивки, как правило, выполнялись контрастными, по отношению к кумачу, нитками белого и синего цветов. По двум сторонам от полосок прокладывались узоры геометрического характера, с помощью которых кумач органично вписывался в общую композицию рубахи.
К концу XIX в., с распространением в быту ситцев и других покупных тканей отечественного производства крестьяне изготавливали рубахи и из кумача, в связи с чем изменилось их декоративное оформление. Появились новые, в их числе и городского происхождения, детали: пришивной воротник, манжеты, сборка рукавов вверху и внизу. Вместо строгой, красно-черной вышивки стали украшать позументом, бархатом, тесьмой, вышивать разноцветной шерстью.
Туникообразные рубахи с двумя прямыми бочками и двумя малыми косинами Н.П. Гринкова и А.Н. Белослюдов рассматривали в качестве одежды первопоселенцев Бухтармы - каменщиков.
Изготовленные во второй половине XIX в. из льна, рубахи бухтарминских старообрядцев имели ряд особенностей в сравнении как с прочей старожильческой, так и общерусской одеждой. Основное отличие состояло в том, что их стан шили не из четырех, как обычно европейские рубахи, а из пяти полотен. При этом четыре полотна использовались подобно предыдущим рубахам - два шли на перед и спинку и два - на боковины. Получавшиеся раскашиванием пятого полотна косины вшивались между центральным и боковыми полотнами - по одному с каждой стороны. Прямыми срезами косины соединялись с задним полотном, косыми - с боковыми полотнами (рис. 31, 32).
Рис. 31. Мужские рубахи
Присутствие в бухтарминских рубахах, наряду с прямыми, кошеных полотен дает право рассматривать покрой этих рубах как полукошеный. Как и у "поляков", у бухтарминцев бытовала традиция присобирать боковые полотна куколками или складками.
Рис. 32. Мужская рубаха
Рассматриваемые рубахи декоративно украшались вышивками по груди, вороту, низу рукавов и подола. Цветовая гамма вышивок в льняных рубахах строилась на сочетаниях красного и черного цветов, причем, черный цветовой тон концентрировался у ворота, а красный - на груди. Основные мотивы изображений по груди и вороту, во многом подобные "поляцким" рубахам, по-видимому, как и в последних, имели определенное обрядовое назначение в костюме. Такие же элементы отделок как полоски орнаментального тканья, пришивавшиеся не вдоль всей рубахи, а в местах соединения рукавов со станом, а также по низу рукавов и подола, в изучаемое время являлись характерной чертой лишь бухтарминских рубах (рис. 33).
Рис. 33 Рубаха: а - вышитая полоска по груди, б - орнамент бранья по плечам и подолу; в - по груди
Таким образом, если вышивки по груди и вороту сближают рассматриваемые рубахи с "поляцкими", то указанные полоски отличают от таковых.
Общую декоративную композицию бухтарминских рубах органично дополняли кумачовые ластовицы. Горизонтальный ворот и смещенный вправо разрез обшивали красными тесьмами-плетешками или кантами из кумача, из которых делали и петли для пуговиц. Старожилы вспоминают, что в старину рубахи застегивались на схватцы. Все рубахи готовились на подоплеках, подшивавшихся с изнанки и заканчивавшихся спереди и на спине острыми углами.
Информация по теме:
Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...
Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических
игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...
Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...