Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников

Страница 1

«Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми».

Для осуществления нравственного воспитания можно использовать как классно-урочную форму, тесно переплетая элементы нравственного воспитания с материалом, рассматриваемом на уроке, так и внеклассную: классный час, ролевая игра, викторина, семинар и т.д. Нравственное воспитание может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

Средство воспитательного процесса – то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.

«Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность».

При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука.

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Один из самых действенных методов воспитания – этическая беседа. «Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Описание структуры университетского образования
Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарож ...

Понятие о весе предметов и способах его измерения
Дошкольные программы математического обучения предусматривают ознакомление детей с понятиями величин. Величина - одно из основных математических понятий возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств. Вес – это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к ...

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru