8-й класс – развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;
9-й класс – развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;
10-й класс – формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;
11-й класс – становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.
Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период».
В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?
Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ.
В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.
Некоторые современные педагоги предлагают осуществлять нравственное воспитание на основе ценностей православной церкви. С одной стороны, христианские ценности были традиционны на Руси и в Российской Империи, они, безусловно, несут в только положительное; но с другой стороны – в школах современной России обучаются представители разных религий, и давление православной церкви не корректно. Следовательно, православная педагогика может выступать в современной школе лишь как вспомогательная.
Учителю сложно выбрать, какие же качества прививать учащимся, чему учить его. На наш взгляд, наиболее полно и правильно подобраны эти качества в приведенных ранее задачах, отраженных в статье М. Яновской.
Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?
Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.
Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.
Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.
Мораль – основная категория нравственного воспитания. Мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».
Информация по теме:
Знаменитые выпускники
Среди преподавателей и выпускников Оксфорда – 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, 12 святых, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходи ...
Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу
всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...
Место дидактических поисковых моделей в подходах к
преподаванию биологии
От овладения учащимися учебными умениями практического, интеллектуального и общеучебного характера зависит эффективность познавательной деятельности учащихся на уроке. А овладение различными учебными умениями, в свою очередь, зависит от организации познавательной деятельности школьников на уроке. П ...