Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников

Страница 2

Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным …

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом».

Так М. Адрианов в своей статье «Беседы о прекрасном и добром» приводит программу этических бесед, прививающих воспитанникам понятия «культура», «красота души», «ответственность», «забота» и др. Беседы строятся в игровой форме, что способствует появлению личного отношения детей к тем или иным нравственным нормам.

Содержание нравственного воспитания определяется концепцией, общими целями воспитания и моралью общества.

Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание не отделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

«1-й класс – развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс – развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс – формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс – развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс – воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс – воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс – приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...

Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении
Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Использование на уроках приемов нев ...

Анализ развития идеи народной педагогики в истории Казахстана
Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru