Летом и в осенне-весенний период крестьяне Алтайского округа носили валяные из шерсти шляпы, которые катали, как правило, сами. Они могли быть с округлой, горшкообразной, цилиндрической тульей, без полей, а также с узкими или широкими полями. Круглые, самотканные шляпы рассматривались в изучаемое время как "стариковские", поскольку постоянно их носили старики. Однако в рабочем костюме такие шапки сохранились и у других возрастных групп мужчин. У "поляков" Южного Алтая стариковскими считались валяные же шапки, отличавшиеся, однако, большей высотой и более сложными формами (конусообразными, расширяющимися кверху; состоящими из 2-х соединенных вершинами конусов). Высокие, столбообразные шапки, вероятно, сохранились у "поляков" как дериват старорусских головных уборов XVI - XVII вв., которые, хотя и изготавливались из других материалов (мехов), но характеризовались аналогичными же формами тульи. Этому не могли не способствовать указы Петра I о необходимости носить в присутственных местах "шапку высокую" (указ от 12 апреля 1722 года). В XIX в. уборы рассматриваемого вида также бытовали в белорусских, западноукраинских костюмах.
Для молодых мужчин и парней наиболее распространенными в качестве праздничных были черные поярковые шапки, которые "по-алтайскому" обычаю носились слегка сдвинутыми на правый бок; у молодежи Северного Алтая любимыми уборами являлись алкачи - шапки из плиса или сукна с пушковым околоком. Это нехарактерное для русских шапок название созвучно казахскому "алка" - наушным и нагрудным украшениям. Возможно, что эти уборы, являясь русскими по происхождению, заимствовали свое название из местных костюмов. Однако, ввиду отсутствия достаточных сведедний, трудно сказать где и когда произошло это заимствование. В горных районах Юга Алтая молодые люди ходили летом в плисовых или суконных шапках с околышем из мерлушек, а также в оригинальных поярковых шляпах с кистями из гаруса. Последний вид уборов, неизвестных у русских Европейской России, был, видимо, взят из алтайской одежды, для которой он являлся традиционным. Помимо этого, выходные шапки украшались подтыкавшимися за ленту тульи разноцветными перышками и искусственными цветами.
Зимние головные уборы крестьян Алтайского округа прекрасно соответствовали природно-климатическим условиям края. Вместе с тем, при этом наблюдался интересный парадокс, не раз отмечавшийся нашими информаторами: в то время как в летнюю жару старожилы носили валяные из шерсти шляпы, зимой, в 40-градусные морозы, могли ходить вообще без шапок. Это, конечно, было обусловлено традицией, а не отсутствием таковых, так как почти каждый мужчина имел для повседневной носки суконные шапки на овчинном меху с околышем из мерлушек. Зимние шапки шили и из телячьих шкур. Причем, если молодые парни носили эти шапки немного сдвинутыми на правое ухо, то пожилые мужчины надевали их обычно прямо.
Широко используемый зимней шапкой на Алтае был малахай, или треух. Этот головной убор шили с цилиндрообразной тульей из сукна и четырьмя лопастями из меха, которые, будучи опущенными, закрывали лицо и затылок. В Лричумытье малахаи, или треушки готовили с околышами из мерлушек или, у кого имелись средства, из лисицы. Особенно теплыми были малахаи крестьян Сарасинской управы - из зайца на бараньем меху. Каменщики Верх-Бухтарминской волости боковые лопасти малахая связывали со спины широкою цветною лентою - по обычаю, сложившемуся, видимо, под влиянием южных алтайцев, к уборам которых традиционно прикреплялась пара ленточек. Нарядной у бухтармияцев была и тулья - не только суконная, но и бархатная или плисовая.
Информация по теме:
Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе
Значительную роль в становлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание собствен ...
Простой способ повторять материал
Вам будет полезно перечитать раздел из первой части данного пособия «Простой способ повторять материал, начиная с первого дня». Хотя Вы уже далеко ушли от этого первого дня, содержащиеся там предложения и советы становятся все более актуальными по мере приближения экзамена. Помните, что значительну ...
Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте
Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием. В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова ...