Меняются формы организации дежурств. Можно каждые 3 дня объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурств, предоставив детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к ним, как к своим помощникам, одобряет за хорошее выполнение заданий, дает советы. Например, при распределении работы он советует мальчикам предлагать работу, требующую большей физической силы, а детям, которые недавно болели, поручать то, что полегче.
По мере овладения детьми необходимыми навыками требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределять обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат.
Работу дежурных надо сочетать с организацией самообслуживания детей. Так, дежурные накрывают столы, а во время приема пищи дети самостоятельно складывают стопкой на середину стола освободившиеся тарелки и по окончании еды относят на хозяйственный стол чашки с блюдцами. Или дежурные расставляют на столах банки с водой для промывания кисточек, а остальные материалы для рисования каждый готовит сам, доставая все необходимое из ящика своего стола. После занятия каждый ребенок убирает свое место, а дежурный моет банки, кисточки.
Такая организация труда детей позволяет закрепить умение готовить все необходимое к занятию в зависимости от его содержания, приучает следить за порядком в своем ящике, способствует воспитанию самостоятельности и аккуратности.
Дети должны получать в труде реальную физическую нагрузку. Это поможет им понять, что всякий труд требует определенного напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию. Но в то же время необходимо помнить и о том, что труд должен быть посильным для ребенка. Перегрузка, перенапряжение вызывают отрицательное отношение к труду.
Важно перед началом работы правильно объяснить детям мотив предстоящей деятельности. Для ребенка 6-7 лет осознание цели труда - важный стимул трудовой деятельности.
Труд дошкольников на участке должен быть организован так, чтобы он давал ощутимые результаты. Выращенные при его участии фрукты, овощи доставляют ребенку огромную радость. Вместе с тем он должен понимать, что все это дается нелегко, требует определенных усилий. Естественно, труд детей в саду и в огороде должен быть посильным и правильно организованным.
Осенью, после сбора урожая, дети приводят в порядок земельную площадь огорода и цветника, помогают взрослым в уходе за деревьями и кустарниками, произрастающими на участке.
В это время года на участке и за его пределами взрослые сажают деревья и кустарники, дети с большим интересом наблюдают за тем, как они готовят ямы для посадки, как бережно и аккуратно, чтобы не повредить корни, сажают деревья, а сверху засыпают землей. На участке дети могут помочь обрезать стебли многолетних цветов, таких, как флоксы, лилейник, пионы, золотые шары, выполоть сорняки, порыхлить землю и закрыть многолетние растения опавшей листвой, отсортировать для просушки и убрать на зимнее хранение выкопанные из земли луковицы многолетников. Эта работа приучает ребенка быть внимательным, воспитывает настойчивость, терпение, ответственное отношение к делу.
В октябре дети помогают взрослым в подготовке растений к зиме (перекопка земли в саду, обвязка стволов фруктовых деревьев для защиты от вредителей, обрезка кустарников, укрывание роз).
В конце октября - начале ноября можно провести посев овощных и цветочных культур под зиму. На заранее подготовленных грядках дети высевают семена салата, укропа, петрушки, щавеля, мяты, моркови и свеклы. На бордюре огорода хорошо посадить корневищами ревень или высеять его семена. Зубчики чеснока также можно посадить по бордюру. В цветнике дети могут высеять под зиму семена однолетних цветов: астр, календулы (ноготки), мака, эшшольции (калифорнийский мак), эхиноцистиса ("ежовый огурец"), люпинов.
Информация по теме:
Проблемы компьютеризации учебного процесса
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отве ...
Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь ...
Позиция учителя в дидактической поисковой модели
Предполагается организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития ...