Весной детей следует привлекать к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Педагог осматривает все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка).
В течение года дети постоянно ухаживают за рыбками. Педагог учит воспитанников правильно кормить рыбок (1 раз в день, не перекармливая, не загрязняя воды). Их привлекают также к чистке аквариума и частичной замене воды (примерно 1 раз в 2 недели).
Каждый день дети чистят дно клетки для птиц, моют поилки, кормушку, купальницы, 2 раза в день задают свежий корм, по мере загрязнения меняют воду. Ежедневно дошкольники ухаживают за животными: моют и протирают поддон клетки, очищают, моют и просушивают у батареи рейчатый деревянный пол; чистят и режут корнеплоды для животных, дают им свежие ветки, сено, наливают в устойчивые глиняные поилки молоко или воду.
Воспитатель объясняет и показывает, как надо пользоваться оборудованием, правильно хранить его (закончив работу, мыть, чистить, убирать на определенное место).
Основной формой работы в уголке природы для воспитанников подготовительной группы являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года.
В обязанности дежурных входят посадка лука с осени до весны, посев овса, конопли, газонной травы для подкормки животных.
Поддержанию у детей интереса к дежурствам в уголке природы способствует ведение альбома наблюдений в уголке природы, в котором дежурные зарисовывают то новое, интересное, что они увидели. Например, появление бутонов у глоксинии, развитие цветочной стрелки у амариллиса, прорастание овса, конопли, корнеплодов; новых живых обитателей.
В подготовительной к школе группе должны иметь место и трудовые поручения. На данном этапе рекомендуется давать их детям на более длительный срок (1-2 недели). Так, им можно поручать уход за растениями в зале, вестибюле, в педагогическом кабинете, заготовку корма для животных уголка природы (дети сушат грибы, рвут и сушат траву, собирают семена сорных трав: конского щавеля, лебеды, подорожника, а также шишки, желуди, плоды калины, рябины, боярышника).
Воспитатель должен следить за тем, как выполняют дежурные свои обязанности, справляются ли они с требованиями, которые к ним предъявляют. Нужно учить дошкольников рациональным приемам работы, поощрять инициативу, выдумку, умение быстро и ловко выполнять порученное. Внимание педагога к работе дежурных повышает ответственность детей, их трудовую дисциплину, способствует воспитанию активности и самостоятельности.
Оценка деятельности детей должна быть справедливой, конкретной, доброжелательной. Оцениваться должны не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям (добросовестно, старательно или небрежно выполняют работу, дружно ли трудятся и т.д.).
Необходимо развивать у детей самоконтроль, самооценку при выполнении работы. Об этом важно помнить, анализируя работу дежурных.
Время от времени в уголке природы следует организовывать коллективный труд детей. Это могут быть зарядка аквариума, уборка в уголке природы. Целесообразна такая форма организации труда, когда дети делятся на подгруппы, каждая из которых отвечает за определенный участок работы: одна моет комнатные растения, другая убирает в клетке у птицы, третья - в клетке у хомячков или морской свинки.
Информация по теме:
Информационно-развивающие методы обучения
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программи ...
Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных
школ
В современной педагогической практике ещё не сложились стандарты обучения в области религиозного образования. Это затрудняет не только работу учителей, но и влияет на усвояемость нового материала учениками. Что бы понять роль подобного предмета не только в школьной программе, но и системе среднего ...
Подготовка к школе: цели и задачи подготовки
ребёнка к школе
В настоящее время существует три пути подготовки ребёнка к обучению в школе: – в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); – в других образовательных учреждениях (негосударственные образовательные учреждения, подготовительные классы школ, Центры творчества, студии); – в условиях семьи. По данным ...