Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответственное отношение к ней.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор, и позволяет приучить детей к коллективному труду, помогать друг другу и действовать сообща.
Следует отметить большое значение труда в природе в сфере сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.
Как и в процессе работы в уголке природы (в группе), во время труда ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами, имеющими разнообразные свойства и качества. Это почва, семена, листья растений, веточки, грунт, камешки, плоды, орехи, вода и многое другое. Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума» через восприятие.
Труд в природе имеет и ряд других, очень ценных преимуществ для всестороннего развития дошкольников:
в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными;
создаются благоприятные условия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются в настоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования)
удовлетворяются эстетические потребности детей;
формируется интерес к труду взрослых;
усваиваются связи между человеком и природой (только с помощью труда человека растение развивается и даёт плоды)
труд в природе помогает развить чувство коллективизма;
помогает воспитать бережное отношение к природе.
Но, очень важно знать то, что труд в природе будет иметь воспитательно-образовательное значение только в том случае, если его правильно организовать. Труд должен отвечать определённым гигиеническим и педагогическим требованиям:
должен быть разнообразным по содержанию;
регулярным;
посильным;
должен постепенно усложняться;
в труде должны формироваться практические навыки в единстве со знаниями;
безопасным.
Труд никогда не должен применяться в виде наказания!
В подготовительной к школе группе детей следует привлекать к сбору овощей на огороде, семян; сбору осенних листьев. Зимой дети могут помогать сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зелёный корм для птиц и животных, находящихся в живом уголке группы. Весной дети могут сеять семена, летом - рыхлить почву, поливать клумбы.
Наблюдения и труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным, живущим на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что труд детей дошкольного возраста в природе очень важен для их развития, он носит воспитательно-образовательный характер и всесторонне развивает дошкольника.
Посильная и интересная работа доставляет огромную радость детям, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Во время детского труда полезно использовать пословицы, загадки, занимательный материал. Это поможет больше активизировать детей и доставит им больше удовольствия от общения с природой.
Информация по теме:
Активность в
стимулировании учебной деятельности
Работа преподавателя по стимулированию учебной деятельности немыслима без опоры на активность учащихся. В дидактике вопрос о сущности активности учащихся не получил однозначного и общепризнанного решения. Известно, что познавательная активность — важный показатель состояния личности, относящейся к ...
Система логопедических занятий по развитию
пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией. После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя ...
Основные подходы к проблеме речевого развития в
психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...