Таким образом, исходя из многофункциональности профессиональной деятельности студента, включающей гносеологический, организаторский, конструктивный, коммуникативный аспекты и возможностей учебной дисциплины Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг вузовскому преподавателю важно представить общий план развития социально-коммуникативных качеств, реализуемых в системе “человек-человек”. Здесь объективно выделяются пять групп профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства, развиваемых в процессе учебно-познавательной деятельности и общения на занятиях Предприниматель-ства, Менеджмнта и Маркетинга.
Проектировочно-конструктивные качества
- профессиональные качества, необходимые учителю технологии и предпринимательства для планирования воспитательной деятельности, предвидения сложностей, особенностей работы с коллективом.
Организаторские качества
– качества, наличие которых даёт возможность студенту управлять деятельностью коллектива и своей деятельностью с целью выполнения поставленных задач.
Коммуникативные качества
- группа качеств, позволяющих студенту устанавливать и поддерживать отношения и благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Гностические качества
– качества, необходимые студенту для познания психического состояния подчинённых, выбора необходимых методов воздействия, изучения себя и своей деятельности с целью самосовершенствования.
Нравственные качества
- группа качеств, выражающих общественную направленность студента.
Более наглядное представление о характеристике качеств личности студента и показателях этих качеств содержит таблица 2.
Таблица 2
Характеристика качеств личности учителя технологии и предпринимательства, актуальных для будущей профессиональной деятельности
Профессионально значимые качества студента |
Показатели проявления качеств в учебной деятельности |
1 |
2 |
Проектировочно-конструктивные качества Целеустремлённость в постановке и решении задач Способность к перестройке деятельности своей и коллектива в новой ситуации Умение предвидеть перспективу деятельности своей и коллектива Умение планировать отношения с людьми Умение предвидеть возможные затруднения в отношениях и поступках |
Проявляются в разумном планировании и упорядоченности познавательной деятельности, выборе оптимальных приёмов работы, умении предусмотреть возможные затруднения, определении характера руководства работой, в умении и способности к предвидению возможных изменений конкретной деятельности, в стремлении и желании настроиться на конструктивный диалог, не критиковать другого за то, что он другой, уважать его точку зрения, позицию. |
Организаторские качества Организованность Распорядительность Инициативность Самостоятельность в поступках и отношениях Справедливость во взаимоотношениях с подчинёнными |
Проявляются в умении управлять деятельностью коллектива с учётом динамики его развития, в организации своей деятельности и деятельности коллектива, способности применять новые воспитательные приёмы, в умении сознательно подчинять своё поведение правилам и нормам, в требовательности и справедливости во взаимоотношениях, в умении беспристрастно и объективно строить отношения с другими людьми. |
Коммуникативные качества Общительность Умение предотвращать и разрешать конфликты Способность к сотвор- честву и диалогу с людьми Доброжелательность в отношениях с людьми Чувство юмора |
Проявляются в установлении контактов «начальник – подчинённый», «подчинённый – подчинённые», в нахождении у подчинённых наиболее сильных сторон их личности, во внушении им уверенности в себе, в предотвращении и разрешении конфликтов, в умении позитивно оценивать способности другого, самокритично относиться к собственным промахам. |
Гностические качества Наблюдательность Способность к самоанализу, рефлексии Способность отказаться от стереотипов в деятельности, преодолеть инерцию мышления Концентрация и перераспределённость внимания Объективность в своих оценках |
Проявляются в планировании общения с подчинёнными с учётом психологических закономерностей, в выборе наиболее эффективных методов и приёмов работы с подчинёнными, в действиях сообразно ситуации, в быстрой реакции на изменения, в выделении главного и обобщении, в видении в явлениях и фактах не замечаемых другими деталей, в гибкости мышления. |
Нравственные качества Ответственность за выполняемое дело Чувство собственного достоинства |
Проявляются в спокойствии и устойчивости во всех ситуациях, в ответственном отношении к осуществляемой деятельности, достойном поведении в обществе, в самоуважении, в сознательном поведении, умении владеть собой, способности сохранять оптимизм и жизнелюбие. |
Информация по теме:
Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической
культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа Р ...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития
пространственно-временных представлений и их реализации в
лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...