Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Качества личности выступают и как условие, и как результат выполнения человеком какого-либо вида деятельности, причём, успешное выполнение определённого вида деятельности закрепляет и развивает в её процессе качества определённого уровня.

Структурно в качестве личности присутствуют как мотивационные элементы (направленность на осуществление деятельности), так и инструментальные (знания, умения, навыки, с помощью которых личность реализует эту направленность). Понятие профессионально значимых качеств (далее – ПЗК) как закрепившихся отношений личности к своей профессии, труду и людям, включающих в себя устойчивый сплав мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения воплощаются, является весьма важным для проектирования и педагогической организации системы вузовского обучения в целях профессионального становления личности.

Исходя из теории системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков), профессионально значимые качества личности можно представить как систему, которая формируется в процессе жизнедеятельности и проявляется в каждом поведенческом акте своей определённой стороной, своими сочетаниями. При этом, анализируя качества личности в контексте с деятельностью, согласно К.К. Платонову, важно делить их на более или менее «профессионально значимые», а уже потом на «положительно значимые» и «отрицательно значимые» для личности. Профессионально значимые качества определяются К.К. Платоновым как «свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, ослабление которых приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и снижает эффективность определённой профессиональной деятельности».

Анализ имеющихся в психолого-педагогической литературе подходов к классификации и развитию ПЗК личности свидетельствует, что они (ПЗК), во-первых, соотносятся и формируются в определённой деятельности, во-вторых, характеризуются как способности к конкретной деятельности, которые в этой же деятельности и развиваются. Следовательно, профессионально значимые качества личности учителя технологии и предпринимательства включают в себя совокупность существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, умений и способностей, которые необходимы для выполнения профессиональных функций и реализации в профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

Процесс подготовки учителей технологии и предпринимательства в вузе представляет собой многокомпонентную систему высокой степени сложности, где каждая учебная дисциплина, в том числе и Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг, выполняют воспитательную, развивающую и обучающую функции. В процессе обучения этим дисциплинам часто трудно углублять специально-профессиональные знания и умения, особенно это относится к специализациям, когда студенты получают дополнительную подготовку. Такой специализацией является «Предпринимательство в образовании» для специальности 06.03.00 Технология и предпринимательство. Спецдисциплины имеют специфический, неоднозначный характер, учитывающий область приложения предпринирмательской деятельности, а именно – образование. Основная задача спецдисциплин, укавзанная выше (углубление знаний, умений), трудно достижима полностью, но можно углубить специальную ориентировку в будущей деятельности в целом (место и роль профессии в обществе, закрепить требования и интеллектуальные, организаторские, проектировочные, коммуникативные и нравственные качества личности и т.д.). Так, изучение предпринимательства, менеджмента и маркетинга способствует подготовке студентов к осуществлению таких аспектов деятельности, как гносеологический, коммуникативный, организаторский, конструктивный, вырабатывает умения умственной деятельности в процессе решения служебных задач и при реализации предпринимательских проектов (в том числе в сфере образования). Общим является осознание, поиск плана решения проблемы, выдвижение гипотезы, отбор оснований и т.д. Чем больше обучающийся на занятиях по предпринимательству сталкивается с необходимостью “конструировать” поиск решения творческих задач, тем успешнее развиваются его творческие способности, если студент выступает как полноправный организатор и участник процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнёрства и взаимодействия с преподавателем. Это непосредственно ведёт к развитию самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения, способности к риску и рефлексии, формированию умений общения в коллективе, поскольку одна из важнейших функций предпринимателя – коммуникативная.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...

Интеллектуальная одаренность
Опираясь на изученные теории, а также на тесты Айзенка и Орме, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было продиагностировать и проанализировать уровень интеллектуальной и эмоциональной одаренности у экспериментальной группы, состоящей из 10 человек, учащихся восьмого класса с ...

Реализация курса для пятого класса школы №320 г. Красноярска
Программа курса «Университетское образование» была реализована частично в школе №320 г. Красноярска. Первые три занятия были посвящены знакомству. На первом занятии курса «Университетское образование», которую вел Васильев Виктор Георгиевич, было зафиксировано нами, что дети в этом возрасте не могу ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru