Педагогическое рассмотрение личности в русле системно-динамической концепции (К.К. Платонов) позволяет видеть многомерность и многоуровневость развития личности, особенно в условиях профессионального обучения. Множество свойств и связь их с иерархизованной подсистемой видов жизнедеятельности, в которых эти свойства проявляются, делают личность многомерной подсистемой. Основой многоуровневости личности являются уровни, связанные с обобщением жизненного опыта и соответственно с разнообразием проявления личностных свойств в ситуациях целенаправленного обучения.
В современной психологии личность трактуется с позиций рассмотрения человека как представителя определённого общества и с позиций коллектива как субъекта, осознающего своё отношение к окружающему, занимающегося определённой деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. Личность учителя технологии и предпринимательства исследуется в единстве типичного и индивидуального, в процессах формирования, социализации, системно-целостного обучения и воспитания. При этом анализ динамики личности предполагает постоянный учёт изменений свойств, качеств человека, процессов его становления и развития. Такой подход представляется нам особенно важным, так как, с одной стороны, развитие связано с определением и самоопределением личности, а с другой - с типом и способом разрешения противоречий между личностью и социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.
Таким образом, проведённый анализ имеющихся психологических подходов к пониманию личности человека позволяет выделить следующие, наиболее общие положения, учёт которых, по нашему мнению, важен при организации процесса профессионального обучения в вузе.
Личность представляет собой особый уровень социального развития человека;
Личность человека развивается в процессе его собственной деятельности, в процессе познания и общения.
Личность - это целостная структура, обладающая уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которые обеспечивают свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.
Личность может быть представлена в терминах её качеств и в терминах её основных типов. Исходной для педагогического понимания личности и развития её основных составляющих качеств в обучении является теория С.Л. Рубинштейна, согласно которой в психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности, взаимодействующие друг с другом в конкретной деятельности человека, взаимопроникающие друг в друга и смыкающиеся в реальном единстве личности.
Личность, интерпретируемую через систему определённых качеств, составляют те качества, которые человек обретает в процессе социального взаимодействия, познания, отношений, деятельности и общения на основе собственной активности и самостоятельного созидания себя. При этом, в педагогическом плане качества характеризуются: а) как «сложившиеся черты личности, устойчиво проявляющиеся в поведении, как органичный сплав реальных действий, внутренних отношений и переживаний»; б) как «длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении индивида в различных ситуациях»; в) как «устойчивое свойство личности в той или иной сфере жизнедеятельности, которое выражается в органическом единстве её потребностей, сознания, эмоционально-волевой сферы и практических действий».
Для проектирования педагогического процесса развития личности важно присутствие двух сторон качества - мотивационно-ценностной, определяющей направленность на осуществление деятельности некоторого вида, и инструментальной, охватывающей те средства (включая знания, умения, навыки, физические и волевые возможности), с помощью которых личность реализует эту направленность. Следовательно, налицо две стратегии формирования личностных качеств: инструментальные свойства формируются в соответствии с заранее составленной программой, а развитие мотивационных - лишь стимулируется. Основной путь педагогической стимуляции развития качеств состоит в том, чтобы, опираясь на мотивы, уже имеющиеся у воспитуемых, вовлекать их в деятельность, способствующую становлению требуемых качеств. В итоге складываются устойчиво проявляющиеся индивидуальные особенности личности, которые образуют целостный склад «душевной» жизни личности, её тип, проявляющийся в манерах, привычках, складе ума, эмоциональной «окраске», чем регулируются межличностные отношения, в своей совокупности составляющие характер личности, который проявляется в типичных для него способах деятельности.
Информация по теме:
Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов;
организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...
Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...
Шумовые и музыкальные звуки
В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх ...