Педагог должен обязательно использовать трудовую деятельность детей для их нравственного воспитания, формирования навыков положительных взаимоотношений, умения справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников ("Нам с Таней и Олей нравится, как Андрюша с Игорем постирали кукольное белье - ведь правда, девочки?"). Необходимо постоянно обращать внимание детей на их товарищей ("Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие товарищи!"). Детей следует приучать разговаривать друг с другом и со взрослыми приветливо, ласково, вежливо, проявлять внимание к окружающим. Большую роль в этом играет личный пример взрослых.
В формировании у ребенка правильных представлений о дружбе, добре, справедливости воспитателю помогут художественная литература, диафильмы, показ инсценировок кукольного театра и др.
Труд в природе. В формировании у детей 4-5 лет навыков по уходу за животными и растениями очень важен пример взрослых. Поэтому надо уже в начале учебного года познакомить дошкольников с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями на участке. Осенью нужно показать, как взрослые заботятся о деревьях и цветах (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к сбору семян ноготков, бархатцев, космеи. Вместе с детьми воспитатель раскладывает их в заранее подготовленные пакеты. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место.
Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень - это пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их между собой по цвету, величине, форме, определяют особенности. Педагог рассказывает об употреблении овощей в пищу в сыром, вареном и жареном виде.
В начале ноября перед заморозками можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму.
В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений в сквере. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. В ходе наблюдений нужно раскрыть перед детьми общественную полезность этого труда (чтобы родной город стал еще лучше и краше, чтобы на улицах было много зелени и цветов, чтобы участок детского сада стал тенистым и красивым).
Такие наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участие в трудовой деятельности.
В средней группе организуется труд детей в огороде. Воспитатель вместе с родителями вскапывает землю, рыхлит и разравнивает ее граблями, делает 2-4 грядки (ширина 60 - 70 см, длина 2-2,5 м). Детям поручают посев крупных семян овощей (гороха, огурцов, свеклы, редиса). По краям группового участка на рабатках они с помощью педагога высевают семена настурции, душистого горошка, ноготков, садовых бобов. Можно привлекать детей к поливу огорода и цветника (вместе с воспитателем). В ходе этой работы надо организовать наблюдения за всходами.
Летом дети должны принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся педагогом, а воспитанники уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить их бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
В течение лета следует несколько раз побывать с детьми в огороде старших ребят, а если есть возможность, и на колхозном поле, показать, как дружно работают старшие, чтобы вырастить хороший урожай.
В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы. Приобщая воспитанников к труду в уголке природы, педагог должен объяснять им трудовые действия: "Сначала я вынимаю из клетки у птички кормушку и поилку, мою их, насыпаю свежего корма, наливаю чистой воды. Затем вынимаю поддон, промываю его теплой водой, протираю тряпкой, застилаю клеенкой. Вот мы и убрали в клетке. Что же теперь надо сделать? Правильно, на чистую клеенку насыпать чистый речной песок. А теперь поставь, Оля, в клетку кормушку с кормом, а ты, Сережа, поилку с водой. Все поставили, ничего не забыли? Еще надо для птички натереть на мелкой терке морковь, смешать ее с тертыми сухарями. Вот теперь все".
Информация по теме:
Процес обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области ...
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...
Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить ...