Содержание дежурств в разных возрастных группах

Педагогика » Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками » Содержание дежурств в разных возрастных группах

Страница 5

Детям читают произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводят с ними дидактические игры типа "Что нужно для работы?", "Кому пригодится этот предмет?". И др.

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельной трудовой деятельности. Основным видом труда в средней группе остается труд по самообслуживанию. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит: "Сегодня Буратино будет проверять, как вы моете руки - посмотрит, у кого грязное полотенце, кто плохо намыливал руки и смывал их, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул". Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи ("Молодец, Витя, - помог Наташе застегнуть верхнюю пуговицу пальто. Она теперь не простудится. Как хорошо поступил Андрей - помог Алеше убрать на место игрушки. Сегодня мы так быстро собрались на прогулку потому, что Саша помогал Оле одеваться"). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь.

То, что кто-то из детей постоянно ждет от товарищей помощи, не должно остаться незамеченным педагогом. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.

В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребенка ("Сейчас мы с Катей, Витей и Алешей проверили, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Маша" и т.п.).

Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать в свой шкаф сменную обувь - будешь долго ее искать после прогулки; не повесила аккуратно свое платье - будешь после сна в мятом и т.д.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребенку или небольшой подгруппе (2-3 ребенка). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.

Педагог должен помогать воспитанникам распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда' у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит троим детям, что решил доверить им важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно, - навести порядок в шкафу со строительными материалами ("Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок!"; "У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать"). Пока дети занимаются уборкой, воспитатель обращает внимание всех присутствующих на то, как они трудятся ("Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно - дело быстро спорится!"). Выполняя подобное поручение, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.

В средней группе следует приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые не дают видимых результатов, например, куда-то сходить и отнести (взять), что-то спросить или передать на словах.

В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы, как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрение. Использование игрового приема позволяет воспитателю дать объективную оценку трудовой деятельности ребенка и при этом не обидеть его (например, петушок говорит: "Мне сегодня очень не понравилось, как Саша и Оля убирали игрушки, - они меня уронили на пол и не поставили на полку. А Юра наступил мне на крылышко. И очень обиделся").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Есть ли будущее у раздельного обучения
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельн ...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства. В философском смысле понятие «фо ...

Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru