Вторая часть семинара состоялась весной. Целью этой части семинара было познакомить учителей с творческой тетрадью и методикой работы с ней. В начале семинара была прочитана лекция, содержащая общие характеристики детского математического творчества, а также особенности выполнения творческих работ шестиклассниками. После этого учителям была предложена работа с творческой тетрадью. Им было необходимо (работая в группах) приняв позицию ребенка заполнить творческую тетрадь, при этом выделяя задуманные в тетради ловушки и ключевые места. Результаты работы были представлены на общем заседании. Например, в качестве ловушки была выделена следующая провокация: в процессе доказательства признака делимости на 11 полным перебором, ребенку предлагается рассмотреть другой способ доказательства, который ему пока непонятен; однако если ребенок решится в нем сразу разобраться, чтобы не продолжать проверять оставшиеся числа, вернувшись обратно на исходную страницу тетради, он обнаружит задание, в котором необходимо записать количество трехзначных чисел, делящихся на 11, для выполнения которого необходимо до конца разобраться с доказательством признака полным перебором. В качестве ключевых мест учителя выделили места, имеющие значение для продолжения работы:
Текст в рамочке, в котором говорится о необходимости обязательного обоснования гипотез.
Схема, определяющая этапы исследования.
Переход к позиционной записи числа: .
Итоги данного задания подводила лекция о содержании и структуре творческой тетради. Далее учителям была предложена лекция о методике работы с творческой тетрадью, после которой было дано последнее задание: спроектировать ключевые занятия, которые необходимы при работе с творческой тетрадью. Результаты были представлены группами на общем заседании, на котором были доработаны прожекты групп к ключевым занятиям, связанным с работой детей с догадками на начальном этапе исследования и с введением новых терминов. Семинар закончился итоговой лекцией.
Проведя анализ вышеописанного семинара, можно выделить следующие организационные формы работы, необходимые для освоения учителями методики работы с творческими работами, в частности с творческой тетрадью:
Представление творческой работы от лица ребенка.
Работа с творческой тетрадью с позиции ребенка.
Анализ творческой тетради, выделение ключевых мест, ловушек структуры.
Проектирование ключевых занятий.
Комплект материалов для обеспечения творческой работы по теме “Некоторые вопросы, связанные с изучением бинома Ньютона”
Настоящий параграф посвящен описанию второго из разработанных нами средств, которое представляет собой комплект учебно-исследовательских материалов, обеспечивающих постановку подростком творческой задачи, а также процесс ее решения.
Общая характеристика материалов
Для организации исследования школьников 7 – 8 классов нами был разработан учебный комплект материалов по теме “Некоторые вопросы, связанные с изучением бинома Ньютона”, содержащий:
Учебную тетрадь по теме: “Обобщение распределительного закона. Доказательство истинности полученных в результате обобщения утверждений”.
Информация по теме:
Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения
Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи - прогнозирования успеш ...
Невербальное общение как компонент эффективного
имиджа в педагогическом общении
Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Использование на уроках приемов нев ...
Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...