В 2002 – 2003 годах на базе гимназии №1 “Универс” по заказу института повышения квалификации проходил семинар для учителей по теме: “Руководство творческими работами по математике в 6 и 7 классах”, проводимый сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогики развития: О.И. Белоконь, О.В. Знаменская, Ю.Г. Юдина. Вела семинар О.В. Знаменская. В создании проекта семинара также принимали участие студенты психолого-педагогического факультета, обучающиеся по специальности “Математик. Преподаватель”. Семинар состоял из двух частей, одна из которых была посвящена творческой тетради и методике работы с ней.
Первая часть семинара состоялась осенью 2002 года и проходила в течение двух дней. Целью данной части семинара было познакомить учителей с детским математическим творчеством. Первый день семинара начался со знакомства с учителями, которые должны были рассказать о школе, в которой они работают, о том, что интересного происходит в их школе, связанного с математическим образованием. После этого учителям было дано задание: написать, что, по их мнению, является математическим творчеством, а что им не является, с вынесением ответов на доску, подведением итогов. У учителей получилось, что к математическому творчеству относятся: решение нестандартных задач, исследовательская деятельность, сопровождающаяся эстетическими переживаниями, в результате которой происходит развитие мышления, воображения, “математической зоркости”; в качестве особенности детского математического творчества было выделено умение использовать литературу, а также обязательное наличие у ребенка базового уровня предметной подготовки. При этом к математическому творчеству нельзя отнести действие по образцу. После подведения итогов, состоялась лекция, на которой были сообщены характеристики детского математического творчества, а также, откуда берутся творческие задачи. Например, для нахождения задачи выделяются следующие этапы:
Решаем какую-либо известную задачу:
и
;
и
;
и
Происходит удивление, формулируется задача: есть ли еще такие числа?
Происходит постановка творческой задачи: как найти все такие числа.
Далее было дано задание для работы в группах: несколько задач, которые нужно решить, затем чему-то удивиться и сформулировать задачу для творческой работы. После выполнения работы группы делают доклады о получившихся результатах, о трудностях с которыми они столкнулись при выполнении задания; происходит общее обсуждение решения задач. В конце первого дня семинара учителя получили тексты, с которыми необходимо было разобраться.
Второй день семинара начался с работы в группах, обсуждения текстов, после чего состоялась лекция, в которой говорилось о возможности использования разного рода текстов при выполнении творческой работы. Далее учителям был предложен текст с описанием типов творческих работ, которые обсуждались в течение лекции-беседы. Затем давалось задание (в группах): прочитать детскую творческую работу, определить какого она типа и представить ее от лица ребенка так, чтобы всем было понятно, какого типа работу выполнял ребенок. После этого происходило обсуждение каждого из представлений. И, в заключение этой части семинара были подведены итоги и дано задание учителям: попробовать себя в роли руководителя творческой работы по решению одной из разобранных на семинаре творческих задач.
Информация по теме:
Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого
поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее в ...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижност ...